Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.
Автомобиль появился на рынке сразу в грузопассажирских и пассажирских вариантах. Были доступны следующие версии:
- Typ 245 Pritschenwagen - грузовичок с одинарной кабиной
- Typ 247 Doppelkabine - грузовичок с двойной кабиной
- Typ 251 Kastenwagen - грузовой фургон
- Typ 253 Kombi - 9-местный вэн
- Typ 255 Bus/Bus L - более богатые комплектации 9-местного вэна.
В отличие от предшественников, Т3 был доступен с рядом новых ништяков, типа усилителя руля, кондиционера, электропривода и подогрева зеркал и т.д. Правда, двигателей было всего 2: бензиновые 1.6 и 2 л (50 и 70 л.с.), с воздушным охлаждением и карбюратором (двушка позже получила и впрысковую версию). Коробок было 2: 4-ступ. МКПП и 3-ступ. АКПП.
Ну и немного по названиям. В Европе машина была известна как Transporter, T25 (что, говорят, не совсем корректно) и Caravelle, в Северной и Южной Америке - Vanagon, в Южной Африке - Microbus, в Австралии - Kombi и Caravelle.
К 1980-м годам за Транспортёром уже прочно закрепилась слава машины для путешествий. Естественно, что новый Т3 не мог остаться без конверсий Westfalia. Первой появилась версия Westfalia Joker. Она предлагалась с двумя вариантами крыши (высокая и поднимающаяся). Естественно, что автомобиль имел все необходимые для отдыха опции: кухонную фурнитуру, спальные места и т.д.
В первой половине 1980-х годов на базе Joker было сделано ещё несколько версий. Среди них можно отметить такие, как:
- Sport Joker. Представлял собой бюджетную версию кемпера, возможно - дальнейшее развитие концепта Joker 7 1979 года, из которого были убраны разные тяжеловесные опции типа газового оборудования, холодильника и т.д. Автомобиль можно было заказать как с обычной, так и с высокой/поднимающейся крышей.
- Joker Jubilee Special Edition - ограниченная версия 1984 года в честь выпуска 250-тысячной Вестфалии. Был доступен только с тёмно-бронзовой окраской кузова и бежевым интерьером.
- Club Joker. Более богатая версия обычного Джокера, представленная в 1983 году.
Отдельно стоит отметить программу Mosaic Joker - эдакий конструктор. Покупателю давался список опций и предлагалось укомплектовать автомобиль по своему усмотрению. При этом не обязательно было даже покупать готовый автомобиль у Westfalia - можно заказать ништяки и самому приладить их в гараже на стоковый T3. Поэтому значительная часть кемперов этого поколения - незаводские конверсии.
Первые более-менее значительные изменения в Т3 произошли в 1981 году. Тогда в линейку двигателей добавился двигатель с жидкостным охлаждением - 1,6 литровый 50-сильный дизель от Гольфа. Соответственно, немного изменилась передняя часть: появился воздухозаборник для радиатора над передним бампером. На версиях с воздушным охлаждением был только воздухозаборник между фарами. В этом же году, только в октябре, появились 2 версии 1,9-литрового бензинового двигателя с жидкостным охлаждением, мощность которых составляла 60 и 78 л.с. А уже в следующем году двигатели с воздушным охлаждением сняли с производства в Германии.
В 1981 году также была представлена более богатая комплектация Caravelle, а в 1984 году ей добавили топовую версию с возможностью установки 4-глазой передней оптики.
В 1985 году произошёл крупный рестайлинг. В Т3 появился турбо-дизель мощностью 50 л.с., а также новый 2,1-литровый бензиновый двигатель мощностью 95 л.с. Перетряхнули систему управления двигателем, трансмиссию, кондиционер, оформление салона (добавили тахометр). Изменилось и оформление экстерьера: новые бампера и кузовные панели, а на некоторых моделях даже квадратная передняя оптика. После 1985 года Т3 выпускался почти без изменений до конца 1990 года.
Также была представлена новая модель Multivan. Она была призвана сочетать в себе функции кемпера и авто для повседневных поездок. Задний ряд сидений раскладывался в спальное место, что было удобно в дальних поездках. К тому же Мультивэн был ощутимо дешевле заводских кемперов, что значительно подогрело интерес публики к нему.
В 1990 году появилась версия Carat. Она включала в себя почти все возможные опции, кроме кемперских конверсий - они оставались прерогативой Westfalia. Автомобили выпускались около года: в 1991 году Т3 сняли с производства в Германии. Хотя в Южной Африке они производились до 2002 года.
Кроме Мультивэна в 1985 году была представлена ещё одна очень интересная версия - Syncro. Интересна она была в первую очередь своим полным приводом, что позволяло любителям залезть куда-нибудь в грязь всё же купить Транспортёр. Машина разрабатывалась совместно с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch на основе австрийского же военного автомобиля Pinzgauer. На разработку, испытания и доработку напильником понадобилось больше 10 лет, зато по итогам VW выкатил действительно уникальный автомобиль.
Полный привод в Syncro осуществлялся через вискомуфту собственной разработки Steyr, а чуть позже на машину установили и дифференциал повышенного трения. Подвеска была полностью независимой, распределение момента по осям - 50/50. Автомобиль выпускался в виде вэна и грузовичка с двойной кабиной, также предлагались различные варианты размеров колёс (правда, большие колёса не влазили в стандарное место для запаски, и приходилось крепить в другие места). В итоге получился простой и неприхотливый автомобиль, который отлично чувствовал себя на бездорожье и спокойно карабкался на склоны крутизной до 70%. Syncro участвовали во множестве трофи-рейдов и пробегов и до сих пор пользуются заслуженным уважением среди любителей бездорожья.
С рестайлингом Т3 обновилась и линейка кемперов от Вестфалии. Уже привычные модели Joker/Club Joker сохранили своё место в линейке (им только обновили интерьер и список опций), но добавились и новые. В частности, был представлен полноприводный Joker Syncro и ограниченная серия Top Joker. Последних было сделано всего 250 в честь 35-летия компании. По оснащению они были где-то между Joker и Club Joker, окрашивались только в красный цвет и, по некоторым данным, продавались только сотрудникам компании.
В 1988-1989 годах также были представлены модели California и Atlantic. Первая предназначалась для использования в жарком климате или только летом, потому что в ней отсутствовали ништяки типа ночного отопителя и т.д. Atlantic же, напротив, был укомплектован ночным отопителем, двойным остеклением и готов к любым погодным условиям.
В это же время появилась ещё одна довольно редкая версия - Club Van. Оформление салона было тем же, что и в California, но отсутствовали опции типа плиты, холодильника и резервуара для сжиженного газа (хотя их можно было дозаказать). Машины производились только с поднимающейся крышей и оснащались спойлером на крыше кабины.
На американском рынке T3 продавался под именем Vanagon и имел несколько комплектаций. Самой дешёвой была Vanagon с виниловыми сиденьями и бедным салоном, после него шла Vanagon L - с тканевой отделкой и воздуховодами на передней панели, Vanagon GL - топовая версия для стандартных Т3. Дальше были уже кемперы от Вестфалии: собственно Camper с кухней, холодильником, ГБО, раковиной и 4 спальными местами, и Weekender - эдакий облегчённый кемпер, без кухни, зато со шкафом, где мог быть охлаждаемый бокс. В 1984 году появилась версия Wolfsburg. Задний ряд сидений представлял собой диван, который раскладывался в полноценную кровать. На моделях Wolfsburg Weekender был даже складной столик.
Рестайлинг 1985 года также дошёл до Америки. Появились версии Multivan и Syncro, а круглая передняя оптика сменилась прямоугольной. Больше до конца производства Т3 особых изменений в нём на американском рынке не было.
За долгую жизнь Т3 на конвейере различные сторонние фирмы наклепали великое множество конверсий, которые вряд ли уложатся в один день авто. Поэтому мы выделили парочку самых, на наш взгляд, интересных. Начнём мы с Porsche B32. Машина изначально строилась специально для того, чтобы персонал тестовых программ Порше в Алжире мог быстро перемещаться с места на место. На машину поставили 3.2-литровый оппозитник от Карреры, коробку от неё же, а также перетряхнули ходовку. Кожаный салон, анатомические кресла, кондиционер и прочие ништяки прилагались. В итоге автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 с и мог разогнаться до 217 км/ч. Правда, Порше заявляла максималку только 187 км/ч, но она рассчитывалась с полной нагрузкой и включёнными мощными энергопотребителями типа кондиционера. Всего было сделано 11 авто, некоторые из которых, вроде, даже ушли в частные руки.
Ещё один эксклюзивный Т3 был разработан компанией Oettinger. Что интересно, началось всё с желания Фольксвагена сделать 6-цилиндровую версию своего мотора с водяным охлаждением, для чего он и обратился в эту компанию. Правда, где-то в пути Фольц слился из проекта, а вот в Oettinger решили: чего добру зря пропадать? Проект доработали напильником и запустили в мелкосерийное производство под названием Oettinger WBX-6. Машина могла иметь 3,2- либо 3,7-литровый двигатель. Первый выдавал 140 или 165 л.с. (с катализатором и без, соответственно), второй - 180 л.с. К этому полагалась 3-ступ. АКПП (тогдашняя механика Фольца не могла в такие двигатели), усиленная подвеска, широкие колёса и т.д. Всего, по разным оценкам, было сделано около 150 машин, плюс некоторые умельцы свапали двигатели в обычные Т3.
Статья подготовлена и предоставлена командой паблика Wreck Yard специально для автомобильного интернет-журнала Атмосферник.
Правда, пришлось прибегнуть к различным техническим ухищрениям, типа размещения запаски спереди под радиатором (достать её можно было только из-под бампера) и аккумулятора под сиденьем переднего пассажира. Под водительским сиденьем была ещё одна ниша под аккумулятор, но второй аккумулятор был прерогативой продвинутых кемперов, а не обычных гражданских вэнов, поэтому чаще всего там было пусто.
1. Прототип. |
- Typ 245 Pritschenwagen - грузовичок с одинарной кабиной
- Typ 247 Doppelkabine - грузовичок с двойной кабиной
- Typ 251 Kastenwagen - грузовой фургон
- Typ 253 Kombi - 9-местный вэн
- Typ 255 Bus/Bus L - более богатые комплектации 9-местного вэна.
2. Пассажирский фургон. |
В отличие от предшественников, Т3 был доступен с рядом новых ништяков, типа усилителя руля, кондиционера, электропривода и подогрева зеркал и т.д. Правда, двигателей было всего 2: бензиновые 1.6 и 2 л (50 и 70 л.с.), с воздушным охлаждением и карбюратором (двушка позже получила и впрысковую версию). Коробок было 2: 4-ступ. МКПП и 3-ступ. АКПП.
3. Typ-245 |
4. Typ-247. |
5. Typ-251.
|
К 1980-м годам за Транспортёром уже прочно закрепилась слава машины для путешествий. Естественно, что новый Т3 не мог остаться без конверсий Westfalia. Первой появилась версия Westfalia Joker. Она предлагалась с двумя вариантами крыши (высокая и поднимающаяся). Естественно, что автомобиль имел все необходимые для отдыха опции: кухонную фурнитуру, спальные места и т.д.
В первой половине 1980-х годов на базе Joker было сделано ещё несколько версий. Среди них можно отметить такие, как:
- Sport Joker. Представлял собой бюджетную версию кемпера, возможно - дальнейшее развитие концепта Joker 7 1979 года, из которого были убраны разные тяжеловесные опции типа газового оборудования, холодильника и т.д. Автомобиль можно было заказать как с обычной, так и с высокой/поднимающейся крышей.
- Joker Jubilee Special Edition - ограниченная версия 1984 года в честь выпуска 250-тысячной Вестфалии. Был доступен только с тёмно-бронзовой окраской кузова и бежевым интерьером.
- Club Joker. Более богатая версия обычного Джокера, представленная в 1983 году.
Отдельно стоит отметить программу Mosaic Joker - эдакий конструктор. Покупателю давался список опций и предлагалось укомплектовать автомобиль по своему усмотрению. При этом не обязательно было даже покупать готовый автомобиль у Westfalia - можно заказать ништяки и самому приладить их в гараже на стоковый T3. Поэтому значительная часть кемперов этого поколения - незаводские конверсии.
6. На фото - Westfalia Club Joker.
|
В 1981 году также была представлена более богатая комплектация Caravelle, а в 1984 году ей добавили топовую версию с возможностью установки 4-глазой передней оптики.
7. На фото - праворульный T3 Caravelle '84. |
В 1985 году произошёл крупный рестайлинг. В Т3 появился турбо-дизель мощностью 50 л.с., а также новый 2,1-литровый бензиновый двигатель мощностью 95 л.с. Перетряхнули систему управления двигателем, трансмиссию, кондиционер, оформление салона (добавили тахометр). Изменилось и оформление экстерьера: новые бампера и кузовные панели, а на некоторых моделях даже квадратная передняя оптика. После 1985 года Т3 выпускался почти без изменений до конца 1990 года.
Также была представлена новая модель Multivan. Она была призвана сочетать в себе функции кемпера и авто для повседневных поездок. Задний ряд сидений раскладывался в спальное место, что было удобно в дальних поездках. К тому же Мультивэн был ощутимо дешевле заводских кемперов, что значительно подогрело интерес публики к нему.
В 1990 году появилась версия Carat. Она включала в себя почти все возможные опции, кроме кемперских конверсий - они оставались прерогативой Westfalia. Автомобили выпускались около года: в 1991 году Т3 сняли с производства в Германии. Хотя в Южной Африке они производились до 2002 года.
8. На фото VW Vanagon Carat '90. |
Кроме Мультивэна в 1985 году была представлена ещё одна очень интересная версия - Syncro. Интересна она была в первую очередь своим полным приводом, что позволяло любителям залезть куда-нибудь в грязь всё же купить Транспортёр. Машина разрабатывалась совместно с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch на основе австрийского же военного автомобиля Pinzgauer. На разработку, испытания и доработку напильником понадобилось больше 10 лет, зато по итогам VW выкатил действительно уникальный автомобиль.
Полный привод в Syncro осуществлялся через вискомуфту собственной разработки Steyr, а чуть позже на машину установили и дифференциал повышенного трения. Подвеска была полностью независимой, распределение момента по осям - 50/50. Автомобиль выпускался в виде вэна и грузовичка с двойной кабиной, также предлагались различные варианты размеров колёс (правда, большие колёса не влазили в стандарное место для запаски, и приходилось крепить в другие места). В итоге получился простой и неприхотливый автомобиль, который отлично чувствовал себя на бездорожье и спокойно карабкался на склоны крутизной до 70%. Syncro участвовали во множестве трофи-рейдов и пробегов и до сих пор пользуются заслуженным уважением среди любителей бездорожья.
С рестайлингом Т3 обновилась и линейка кемперов от Вестфалии. Уже привычные модели Joker/Club Joker сохранили своё место в линейке (им только обновили интерьер и список опций), но добавились и новые. В частности, был представлен полноприводный Joker Syncro и ограниченная серия Top Joker. Последних было сделано всего 250 в честь 35-летия компании. По оснащению они были где-то между Joker и Club Joker, окрашивались только в красный цвет и, по некоторым данным, продавались только сотрудникам компании.
В 1988-1989 годах также были представлены модели California и Atlantic. Первая предназначалась для использования в жарком климате или только летом, потому что в ней отсутствовали ништяки типа ночного отопителя и т.д. Atlantic же, напротив, был укомплектован ночным отопителем, двойным остеклением и готов к любым погодным условиям.
В это же время появилась ещё одна довольно редкая версия - Club Van. Оформление салона было тем же, что и в California, но отсутствовали опции типа плиты, холодильника и резервуара для сжиженного газа (хотя их можно было дозаказать). Машины производились только с поднимающейся крышей и оснащались спойлером на крыше кабины.
На американском рынке T3 продавался под именем Vanagon и имел несколько комплектаций. Самой дешёвой была Vanagon с виниловыми сиденьями и бедным салоном, после него шла Vanagon L - с тканевой отделкой и воздуховодами на передней панели, Vanagon GL - топовая версия для стандартных Т3. Дальше были уже кемперы от Вестфалии: собственно Camper с кухней, холодильником, ГБО, раковиной и 4 спальными местами, и Weekender - эдакий облегчённый кемпер, без кухни, зато со шкафом, где мог быть охлаждаемый бокс. В 1984 году появилась версия Wolfsburg. Задний ряд сидений представлял собой диван, который раскладывался в полноценную кровать. На моделях Wolfsburg Weekender был даже складной столик.
Рестайлинг 1985 года также дошёл до Америки. Появились версии Multivan и Syncro, а круглая передняя оптика сменилась прямоугольной. Больше до конца производства Т3 особых изменений в нём на американском рынке не было.
За долгую жизнь Т3 на конвейере различные сторонние фирмы наклепали великое множество конверсий, которые вряд ли уложатся в один день авто. Поэтому мы выделили парочку самых, на наш взгляд, интересных. Начнём мы с Porsche B32. Машина изначально строилась специально для того, чтобы персонал тестовых программ Порше в Алжире мог быстро перемещаться с места на место. На машину поставили 3.2-литровый оппозитник от Карреры, коробку от неё же, а также перетряхнули ходовку. Кожаный салон, анатомические кресла, кондиционер и прочие ништяки прилагались. В итоге автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 8 с и мог разогнаться до 217 км/ч. Правда, Порше заявляла максималку только 187 км/ч, но она рассчитывалась с полной нагрузкой и включёнными мощными энергопотребителями типа кондиционера. Всего было сделано 11 авто, некоторые из которых, вроде, даже ушли в частные руки.
Ещё один эксклюзивный Т3 был разработан компанией Oettinger. Что интересно, началось всё с желания Фольксвагена сделать 6-цилиндровую версию своего мотора с водяным охлаждением, для чего он и обратился в эту компанию. Правда, где-то в пути Фольц слился из проекта, а вот в Oettinger решили: чего добру зря пропадать? Проект доработали напильником и запустили в мелкосерийное производство под названием Oettinger WBX-6. Машина могла иметь 3,2- либо 3,7-литровый двигатель. Первый выдавал 140 или 165 л.с. (с катализатором и без, соответственно), второй - 180 л.с. К этому полагалась 3-ступ. АКПП (тогдашняя механика Фольца не могла в такие двигатели), усиленная подвеска, широкие колёса и т.д. Всего, по разным оценкам, было сделано около 150 машин, плюс некоторые умельцы свапали двигатели в обычные Т3.