К основному контенту

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96


К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельный год.


Линейка Chevy Van подразделялась на три модификации: G10, G20, G30. Система та же, что и у пикапов: каждая версия обозначает округлённую грузоподъёмность. G10 - ½ т., G20 – ¾ т., G30 – 1 т. Однако в случае с вэнами каждая модификация могла иметь несколько вариантов полной массы (т.е. снаряженной массы авто + массы пассажиров/груза). G10 имела сразу 4 таких варианта: 2,2 т., 2,45 т., 2,54 т. и 2,7 т., а также два варианта колёсной базы: 2740 мм и 3175 мм. G20 имела те же варианты колёсной базы, что и G10, но только один вариант полной массы: 3 т. Основным отличием в оснащении от G10 были увеличенные задние тормоза (барабанные) и стандартные шины большего размера. G30 имела только длинную базу, два варианта полной массы (3,2 т. и 3,9 т.), а также усиленные пружины уже в стандартном оснащении.

G10. Фото с сайта cardomain.com
G20. Фото с сайта cardomain.com
G30. Фото с сайта dailyturismo.com


GMC Vandura имела те же технические характеристики что и Chevy Van, в том числе и варианты полной массы. Версии имели индексы G1500, G2500 и G3500 (иногда можно встретить сокращение G15, G25, G35 или просто 1500, 2500, 3500). Они также соответствовали линейке индексов грузоподъёмности пикапов GMC:
G1500 – ½ т., G2500 – ¾ т., G3500 – 1 т.

G1500. Фото с сайта cardomain.com
G2500. Фото с сайта indexusedcars.com
G3500. Фото с сайта car-from-uk.com


В линейке присутствовали также и версии, ориентированные строго на пассажиров. У Шевроле они назывались Sportvan и могли разместить 10-11 пассажиров. Они предлагались во всех трёх модификациях: G10 с вариантами полной массы 2,54 т. или 2,7 т., G20, G30 в вариантах с полной массой 3,4 т. или 3,9 т. У GMC такой вариант назывался Rally и предлагался в тех же вариантах, что у Шеви.


Chevy Sportvan. Фото с сайта hemmings.com

В 1977 году в линейке появился новый 5-литровый Смолл Блок ( 145 л.с. и 332 Нм). А первый фейслифтинг вэны пережили в 1978 году. Автомобили получили новую пластиковую решётку радиатора с интегрированными секциями поворотников. На младшие комплектации ставились круглые фары с обычной решёткой, на старшие – квадратные фары с обычной или хромированной решёткой. Также появились увеличенные бампера и новая передняя панель в салоне. В 1981 году в списке опций появилась комплектация Bonaventure. От обычных моделей она отличалась хромированной отделкой: бампера, боковые габариты, фонари. Это единственная заводская версия с круглыми фарами и хромированной решёткой радиатора.

В 1982 году вэны получили новую, блокирующуюся рулевую колонку, на которую перенесли замок зажигания и переключатели света и дворников. При этом селектор КПП остался на рулевой колонке. Селекторы механики убрали с рулевой колонки после 1982 года, поэтому вэны этого года с МКПП – единственные, у которых на руле был и переключатель МКПП, и замок зажигания. Также только в этом году на вэны устанавливалось одно заднее окно.

Фото с сайта cardomain.com
Фото с сайта cardomain.com

В 1983 году автомобили пережили новый фейслифтинг. Появилась новая радиаторная решётка, а также обновились фары: две квадратных для младших комплектаций, 4 квадратных, по две с каждой стороны, расположенных вертикально – для старших комплектаций. Слегка обновили и салон: новая рулевая колонка с регулировкой по углу наклона от пикапов С/К, новый руль от Монте Карло / Малибу, новая АКПП с овердрайвом и 4-ступ. МКПП М117. Также в линейке появился новый 6,2-литровый Detroit Diesel V8 (130 л.с. и 325 Нм уже с 2000 об/мин). В 1984 году на вэнах появились новые распашные двери как альтернатива обычным сдвижным. Они открывались в соотношении 60/40. А в 1985 году слегка обновили декоративные элементы: были убраны хромированные окантовки боковых габаритов и фонарей, установлена новая решётка радиатора.

Фото с сайта cardomain.com
Фото с сайта cardomain.com
Фото с сайта cardomain.com


В 1986-1987 годах произошли перестановки под капотом. Старую рядную шестёрку заменил 4,3-литровый впрысковой V6, 6,2-литровый дизель был доступен с
мощностью 165 л.с., а 5,7-литровый Смолл Блок по-прежнему имел карбюратор, и только в Калифорнии – инжектор. А в 1989 году в линейке появился 7,4-литровый Биг блок – 230 л.с. и 522 Нм (ставился только на G30/G3500).

В 1990 году в линейке наконец-то появился 15-местный пассажирский вэн: GM в этой категории пришёл к финишу последним: у Доджа такие вэны были уже в 1971 году, у Форда – в 1978 году. Правда, стоит отметить существенное различие. Додж и Форд просто приваривали к стандартному кузову дополнительную секцию, получая неимоверной длины задний свес. GM пошёл по другому пути, сделав полноценную длиннобазную версию (база 3708 мм).

Фото с сайта davidsclassiccars.com
Фото с сайта davidsclassiccars.com

В 1992 году году вэны пережили очередной фейслифтинг, получив оформление передка от снятых с производства в 1991 году пикапов R/V. В 1993 году вэны окончательно перешли на новые автоматы 4L80E/4L60E вместо старых TH400/TH700R4. Также появилась антиблокировочная система тормозов в стандартной комплектации и блокировка АКПП на педали тормоза (нужно нажать на тормоз, чтобы переключиться из P). А в 1994 году в стандартной комплектации появились подушка безопасности для водителя и третий стоп-сигнал.

Фото с сайта cardomain.com
В 1995 году вэны пережили очередной, заключительный фейслифтинг. Машины получили удлинённый капот и немного обновлённое оформление передка, аналогичное пикапам С/К этих лет. В линейке двигателей произошли перестановки: появился новый 4,3-литровый Vortex V8 (170 л.с., 319 Нм), а также 6,5-литровый Detroit Diesel V8 (155 л.с. и 461 Нм уже с 1700 об/мин), заменивший 6,2-литровый дизель. А уже в конце 1996 года это поколение вэнов сняли с производства.


Вэны этого поколения были популярны, не в последнюю очередь, за счёт широкого выбора кастомных вариаций. В 1970-х годах, в рамках программы Van-Tastic можно было заказать Шевроле с практически любым атрибутом эпохи кастомных вэнов: эксклюзивная покраска, выхлоп по бокам, мохнатые ковры, нестандартные салоны и т.д. (конверсии делались компанией Hop Cap из Индианы). Позже в серию пошли т.н. Conversion Vans – голые вэны, которые поставлялись в сторонние мастерские (Mark III, Tiara, Coach, Starcraft и т.д.) для установки своих салонов, эксклюзивных деталей экстерьера и прочего кастомайзинга. Также предлагались и версии для кемпинга, с высокой крышей – Surveyor, Open Road и т.д.

Также покупателям предлагалась грузовая версия вэна: с обрезанным кузовом, вместо задней части которого можно было установить фургон. У Шевроле такие версии назывались High-Cube Van, у GMC – MagnaVan.

Chevy Hop-Cap Van-tastic Van. Фото с сайта imgur.com
Chevy Hop-Cap Van-tastic Van. Фото с сайта imgur.com
Chevy Greenbriar Conversion Van. Фото с сайта allamericanclassiccars.blogspot.ru
Chevy Open Road Camper. Фото с сайта cardomain.com
Chevy Open Road Camper. Фото с сайта cardomain.com

Вэны этого поколения получили широкую известность и мировую славу благодаря съёмкам в сериале «Команда А» в середине 1980-х. В сериале появился грузопассажирский вэн от GMC с эксклюзивной покраской (чёрный низ, серый верх и красная полоса между ними), спойлером на крыше и красными дисками. За время съёмок в машине менялись отдельные детали оформления, однако сама она оставалась неизменной, тем самым повторив судьбу KITT’a – именно по ней узнают это поколение вэнов, а по всему миру строят множество реплик именно этой машины.

Фото с сайта pinterest.com

G-серия этого поколения стала одним из самых долгоиграющих американских автомобилей, продержавшись на конвейере с незначительными изменениями целых 25 лет. За это время автомобиль оброс великим множеством конверсий: от фургонов до полноценных домов на колёсах. Не будем забывать и про службу этих вэнов в полиции, скорой помощи и т.д. Это поколение до сих пор можно встретить на дорогах, и до сих пор находятся энтузиасты, переделывающие свои вэны во что-то другое.

Фото с сайта flickr.com
Фото с сайта flickr.com
Фото с сайта flickr.com
Фото с сайта flickr.com
Фото с сайта flickr.com


Сергей Зенков, Wreck yard.

Текст написан по материалам:

1. Chevrolet Van (en.wikipedia.org)
2. GM Vans (General Motors) (v8van.com)



Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.