К основному контенту

Тест-драйв ЗАЗ 968

Чего не хватает современным автомобилям? По моему, им не хватает души — "автомобиль не роскошь, а средство передвижения" — в наш век, это очень актуальное выражение, пришедшее из советского прошлого. Машины, в подавляющем большинстве, уже давно перестали быть чем-то особенным, вызывать какие-то эмоции. Они просто перевозят нас в будничной суете. Безликие, похожие друг на друга. Но иногда в бесконечном потоке, всё-таки можно встретить пришельцев из прошлого, глядя на которых сердце начинает трепетать от восторга. С Вами "Тест драйв пассажирского" и сегодня у нас ЗАЗ 968.

Наверное, "Запорожец" — чемпион среди автомобилей, по количеству прозвищей и анекдотов, придуманных про него владельцами. "Горбатый", "Горбик", "Мыльница", "Ушастый", "Лопоухий" — это все автомобили семейства ЗАЗ. А истории про Запорожец и его любовника 600 Мерседес-Бенц, с которым они очень любят целоваться? Я уверен, что если Вы задумаетесь, то точно припомните пару анекдотов на эту тему. И смех, и грех в общем.


Да, Запорожец безусловно вызывает улыбку на лицах. Но так ли это плохо, как может показаться? Конечно же нет! Ведь все эти анекдоты, шутки, истории, сказания, былины, всё это неподдельное доказательство по настоящему народной любви к этому автомобилю. Не каждая машина может похвастаться таким признанием.
И эта любовь абсолютно заслуженная. Ведь в СССР Запорожец стал по-настоящему "народным автомобилем". Именно благодаря магическим буквам ЗАЗ у простого советского работяги мечта о таком великом счастье, как личный автомобиль, стала вполне реальной. В отличие от премиальных "Волг", о которых простой человек мог только мечтать, "Запорожец" был намного более доступным и вполне реальным. За ними стояли очереди, их покупали, и причём покупали не как сейчас: в кредит, на 3 года, с последующей перепродажей, а покупали на века. В каждом гаражном кооперативе, на территории Советского Союза, был свой Дядя Вася, который на коленках, за пол дня, мог разобрать и собрать эту машину. А учитывая, что запчасти были в дефиците, автолюбители тех лет поддерживали связь друг с другом (как мы на Drive2), общались и помогали. Получается, что Запорожцы объединили не меньше людей, чем та же водка. Только в отличии от неё, они здоровью не вредили. Здорово же!


Не знаю, хорошо это, или нет, но я — человек из другого времени. Я родился, когда СССР уже не было, в Москве появился "Макдоналдс", люди засматривались на BMW в 34 кузове, а вокруг строилась демократия. О советских гаражах я знаю по рассказам своего деда, у которого первый автомобиль, к слову, тоже был Запорожец. И он с большим теплом вспоминает о нём и о тех гаражных временах.

Но вернёмся в наше время. Мне, как человеку, знающему о "Запорожцах" только по рассказам, всегда было интересно опробовать эту машину на ходу. Почувствовать себя человеком той эпохи, в которой я никогда не побываю. Поэтому хватит лирики и давайте наконец приступим к нашему герою.


Начнем, по традиции, с внешности. В отличие от современных машин, без устали копирующих друг друга, "Запорожец" обладает своим уникальным стилем. Он милый и действительно вызывает улыбку, когда ты на него смотришь. Эти закругленные раздутые формы, маленькие глазки — фары, хромированная решётка радиатора. Всё это вызывает восхищение и заставляет влюбляться в эту машину. Это добрый автомобиль и в отличие от современных "монстров дорог" он не собирается никому ничего доказывать, а просто дарит улыбку и хорошее настроение. Этакий позитив на колёсах. Мне кажется, что, если бы таких машинок в пробках было бы побольше — мир городского траффика стал бы чуточку добрее. А глядя на забавные воздухозаборники, сразу же понимаешь, почему его прозвали "Ушастым".


Садясь внутрь, ты понимаешь, почему второе прозвище у этого автомобиля — "Мыльница". Действительно похоже. Эта раздутая форма и огромные стёкла действительно создают эффект некой мыльницы. Но вот, что удивительно. Благодаря этой "надутости", воздуха в салоне просто завались. Реально, очень много места. Что спереди, что сзади. Мне, с моим ростом в 182 сантиметра было комфортно сидеть на любом месте. Вот уж чего не ожидал от такой маленькой на первой взгляд машины.


Про приборную панель и органы управления говорить смысла не вижу. Тут всё очень, очень просто. Никаких излишеств. Явно читается слоган страны советов, который я упоминал ранее. Но не думайте, что тут всё плохо. Условия может быть и кажутся спартанскими, на первый взгляд, но на деле всё очень и очень удобно. Есть все органы управления, которые полагались советским автомобилям того времени. А большего и не надо.



Но интересный факт, что "Запорожец" имел огромное количество различных модификаций, что не было характерно для страны с однопартийным режимом. Была модификация для человека, у которого нет одной руки, одной ноги, двух ног, руки и ноги и так далее. Вот что значит по-настоящему народный автомобиль, а ни эти Ваши Солярисы!


Я думаю, что данный факт знают абсолютно все, но не сказать про это просто нельзя — мотор у этой машины сзади. Да-да, как у Porsche 911. Основной вопрос: почему так? Явно же не на треке рекорды ставить.



Вопрос в экономии. Такая компоновка удешевляла производство машины, а также положительно сказывалась на размерах. Вспомним самый первый Запорожец — ЗАЗ 965. Он же маленький! Плюс отсутствие кардана (а когда мотор сзади, он не нужен) позволяло сделать днище ровным, что в совокупности с правильной развесовкой отлично сказывалось на проходимости. Что для страны с плохими дорогами был явный плюс.


Когда Вы заводите эту машину, маленький мотор просыпается, вся машина вздрагивает, как будто она и впрямь живая, проснулась и готова ехать. Тут 4-х ступенчатая коробка передач, и схема управления как на жигулях — всем это знакомо. Но вот ощущения от управления совершенно другие.


Если Вы думаете, что управлять Зазиком просто — Вы глубоко заблуждаетесь. Ведь не стоит забывать, что это народный автомобиль коммунистической страны, сделанный для масс и призванный быть максимально дешёвым. И этот факт не мог не отразиться на поведение автомобиля. Педали тугие, что бы нажать, приходится приложить конкретное усилие — о различных помощниках тут и не слышали. Коробка передач — отдельная история. Втыкается с напрягом. Если в первую и вторую передачи я еще как-то попадал, то в третью я попал только раза с пятого. До четвертой попросту не добрался — не было необходимости. Руль кажется огромным. К моему удивлению он оказался достаточно информативным, но из-за узких колёс, машина на скорости свыше 40 километров в час начинает "пританцовывать" и её приходится постоянно ловить. Расслабиться не удастся. Владелец (Voyger77) рассказывал, что по трассе разгонялся на "Ушастом" 120 км/ч — смелый человек, хочу сказать. Я выше 50 просто не рискнул. Страшновато, честно. Да и куда там гнать то, с такой-то мощностью.


Но всё это абсолютно не важно. Тут дело в другом. Когда ты едешь на этой машине, то мир становится чуточку добрее. Все тебе улыбаются: водители попутных машин, дети, переходящие дорогу, мамаши с колясками на тротуарах, бабушки на лавочках. Абсолютно все, кто тебя видят. Постоянно стараются сфотографировать, приветственно сигналят, показывают большой палец вверх и пытаются подъехать поближе, чтобы получше рассмотреть этого пришельца из прошлого. Эта машина дарит позитив абсолютно всем! А ты сам чувствуешь, что кончиками губ вот-вот достанешь до своих ушей. Настолько это позитивная, жизнерадостная и веселая машинка. Кайф от поездки в чистом виде! Не каждый супер-кар так сможет.
Вердикт. Я катался на многих машинах. На дорогих и дешёвых. На быстрых и медленных. На хороших и не очень. Но то количество радости и позитива, которое я испытал за рулем ЗАЗ 968 1978 года выпуска не сравнится ни с чем! Конечно, как машину на каждый день его использовать невозможно — в современном трафике Вам не будет хватать мощности, динамики и тормозов, а в пробках Вы просто озвереете, задолбаетесь и закипите. Тут воздушное охлаждение. Но как машина выходного дня — Запорожец прекрасен! Это настоящий сгусток позитивной энергии! За рулём этой машины я просто не мог не улыбаться. Эта машина подарила мне такое количество искренний, быть может даже детской радости, которую я запомню надолго! И за это Запорожцу огромное спасибо.


P.S.: никогда так не делал, но сегодня сделаю исключение. Сейчас бы я хотел обратиться к тем, у кого во владении ещё остались эти замечательные автомобили. Уважаемые "зазоводы"! "Запорожец" — это автомобиль, каких больше не будет. Их количество стремительно сокращается. В крупных городах они уже исчезли из потока. В связи с этим хотел бы Вас попросить: не калечьте их. Не стоит срезать с них крышу, лепить спойлеры и обвесы, клеить наклейки, тонировать и всячески вандалить их. "Запорожец" — выносливый автомобиль. Он стерпит практически любые издевательства. Но не нужно доводить до абсурда, лучше попробуйте понять душу этого автомобиля. Ведь в Вашем распоряжение по-настоящему редкая вещь с уникальной энергетикой. Если мои слова хоть кого-то заставят задуматься — значит не зря я их написал. Спасибо.


Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн