К основному контенту

В погоне за Таурусом – Chevrolet Lumina ’89-94.

В 1980-х годах GM переживал далеко не лучшие времена. Ряд неудачных попыток выйти на рынок компакт-каров, постоянное давление со стороны японских конкурентов, куча новых суб-брендов (опять-таки для рынка мелких машин) и т.д. Во всей этой суматохе компания проморгала важный ход своего основного конкурента: в 1986 году Форд выкатил новый мид-сайз – Таурус – с аэродинамическим дизайном. Можно долго спорить о его дизайне, но свой кусок рынка он отхватил, причём не малый: первое поколение разошлось тиражом в 2 миллиона экземпляров. Такое не могло оставаться без ответа, и у Шеви вскоре тоже появился новый мид-сайз, и имя ему – Lumina.

Происхождение имени само по себе составляет отдельную историю. Изначально оно вообще использовалось Фордом в разработке своего мид-сайза, но на каком-то этапе проектирования от него отказались в пользу имени «Таурус». Через несколько лет оно снова всплыло, но уже у Шевроле. Активное использование началось в 1989 г., когда GM выкатила Люмины в NASCAR, к концу года была представлена и гражданская версия, а чуть позже появился минивэн Lumina APV, который с собственно Люминой имел примерно ничего общего и фактически был клоном Pontiac Trans Sport.

Chevrolet Lumina, подготовленная для NASCAR.


Chevrolet Lumina APV.


Итак, Chevrolet Lumina. Автомобиль строился на переднеприводной W-платформе, деля её с Pontiac Grand Prix, Oldsmobile Cutlass Supreme и Buick Regal. В дизайне постарались обыграть модные аэродинамические темы, но получилось спорно. Основные конкуренты при проектировке машин пробовали разносить колёса по углам, тем самым уменьшая свесы, а вот Люмина была классическим американцем, с классическими большими свесами. Как позже выяснилось, дизайн базировался на рисунке начала 1980-х годов.

Публике была представлена Люмина в кузове седан (причём это был первый 4-дверный седан на W-платформе) а чуть позже добавилось купе. Машине заметно обновили оснащение: стандартными стали независимая подвеска, усилитель руля и дисковые тормоза на всех колёсах. Двигатели, правда, были перенесены с Chevrolet Celebrity, на смену которой и пришла Люмина. Базовым был 2.5-литровый 4-цилиндровый Iron Duke мощностью 110 л.с., но можно было заказать и 3.1-литровый V6 мощностью 135 л.с. 4-цилиндровому двигателю полагалась только 3-ступ. АКПП, а вот V6 мог иметь как 3-, так и 4-ступ. АКПП. Машина была доступна в двух комплектациях - Base и Euro. Последняя предлагалась только с V6, а также кондиционером, задним спойлером и спортивной резиной на 15-дюймовых литых дисках.





Chevrolet Lumina Euro ‘91.


В 1991 году базовые Люмины получили решётку радиатора в цвет кузова, а Eurosport – новые шины. V6 прибавил в мощности – теперь он выдавал 140 л.с. Однако, всё это было скучно и неинтересно по сравнению с тем, что Шевроле приберегла на этот год. А приберегла она по-настоящему заряженную Люмину – в версии Z34. Им полагался новый V6 LQ1 мощностью 210 л.с. и 5-ступ. МКПП. Можно было заказать и АКПП, но тогда мощность падала до 200 л.с. Внешне машина отличалась обвесами, спойлером, решёткой радиатора, капотом с воздуховодами, а также широкими колёсами 225/60R16.



1992 год не принёс значительных изменений в базовые модели, кроме появления ABS, зато теперь седаны сравнялись с купе в заряженных версиях: была представлена комплектация Euro 3.4. Это был седан с двигателем LQ1, повторявший оснащение Z34 в основных моментах, кроме коробки: седану полагался только автомат, поэтому мощность была ограничена 200 л.с.



В этом же году на базе Люмины был собран интересный прототип – ASC/Chevrolet Lumina Z34 El Camino. Как нетрудно догадаться из названия, концепт представлял собой новое видение El Camino (с производства его сняли ещё в 1987 году, но GM всё ещё не могла забыть идею такого пикапа). Прототип был построен на базе Люмины в сотрудничестве с American Sunroof Company. Да-да, переднеприводный El Camino. Зато он был хорошо оснащён: за основу была взята модель Z34; соответственно 210-сильный V6, 5-ступ. МКПП, спортивная подвеска, рулевое, обвесы и даже небольшой дактейл прилагались. При этом считалось, что прототип был очень близок к федеральным стандартам и, соответственно, серийному производству, но, по неизвестной причине, до этого самого производства он так и не добрался.







В 1993 году Люмине слегка перетасовали выбор двигателей. 4-цилиндровый Iron Duke убрали из линейки. Купе остались только с V6, а седанам достался 2,2-литровый 4-цилиндровый двигатель от Chevrolet Cavalier мощностью 110 л.с. Также автомобиль получил автоматический центральный замок: на АКПП двери блокировались, когда селектор переводился из «P» в другое положение, на МКПП – при достижении машиной скорости 8 м/ч.



К 1994 году недостатки Люмины, по началу нивелировавшиеся новизной машины и дополнительными заряженными версиями, проявились во всей своей красе. Дизайн был откровенно старым (вспоминаем заявление одного из дизайнеров Шеви о том, что машина была сделана на основе наброска начала 1980-х годов), конструкция машины тоже не добавляла новизны. Больше всего Люмину критиковали за отсутствие подушек безопасности: к середине 1990-х годов ими уже обзавелись все основные конкуренты, а в Люмине всё ещё применяли автоматические ремни, закреплённые на двери. Продажи к 1994 г. стремительно падали; Шевроле пыталась спасти ситуацию, выводя из производства самые дешёвые модели (седаны с 4-цилиндровыми двигателями или купе в базовой комплектации), но пользы от подобных мер было мало. Первое поколение Люмины сняли с производства в середине 1994 г.



Была ли Люмина провалом? Нет. Сложно назвать провалом машину, которая за неполные 5 лет разошлась тиражом больше миллиона экземпляров. Правда, и настоящим успехом она тоже не была. Своего главного конкурента – Тауруса – она так и не догнала. Таурус продавался по 350-400 тысяч машин в год, а Люмина еле-еле дотягивала до 250 тысяч, да к тому же ещё и япошки типа Камри и Аккорда постоянно портили картину. Тем не менее, автомобиль был важным шагом вперёд для Шевроле: это был уже не нарощенный компакт-кар, а полноценный мид-сайз – хорошая заявка на рыночный успех. Подкачала только старая конструкция и затянутый релиз нового поколения: разработка велась ещё с 1989 года, релиз планировали на 1992 год, но всё затянулось до 1995 года. Но даже несмотря на это, Люмина разошлась широким тиражом по всей Америке, а простота и неприхотливость обеспечили его популярность среди оптовых клиентов – полиции, прокатных контор и т.д.

Текст составлен по материалам:

1. Chevrolet Lumina (en.wikipedia.org)
2. Chevrolet Lumina (auto.howstuffworks.com)




Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн