К основному контенту

История "крайслеровского корабля" или Plymouth Fury.

Во второй половине 1950-х годов Крайслер всячески пытался отобрать у GM лидерство в дизайне, и все, вроде, уже привыкли к этому. Но Крайслер умудрился всех удивить, выкатив в 1957 году Plymouth Fury (тогда ещё в составе линейки Belvedere) с огромными плавниками да ещё и под лозунгом "Suddenly, it's 1960" ("Внезапно, уже 1960-й"). Удивить, собственно, получилось, особенно GM: по слухам они даже хотели уволить всю дизайнерскую команду, работавшую над дизайном Шеви 1957 года, ибо он не шёл ни в какое сравнение с Фьюри.
Немного опомнившись, GM начали "плавниковую гонку", дойдя в итоге до Кадиллака 1959 года и, вроде как, отпраздновав победу.

У Крайслера, однако, были несколько другие проблемы кроме плавниковой гонки. Реальный 1960-й год, внезапно, уже почти пришёл, и нужно было что-то особенное, чтобы не уронить марку. Опять-таки, по слухам, в 1957 году Крайслер просто сдвинул расписание модельных лет на 3 года вперёд, чтобы выиграть дизайнерское лидерство, а теперь пришлось расхлёбывать. Тем не менее, компании удалось создать действительно особенный и запоминающийся автомобиль.

Прежде всего, Fury стала Fury. Не Belvedere Fury, а просто Fury. Заряженная версия Бельведра продавалась настолько хорошо, что её решили не просто вывести в отдельную линейку, а ещё и сделать флагманом Плимута. Дизайн был продолжением Экснеровской концепции "Forward Look" ("Взгляд вперёд"). Как будто бы и не было Кадиллака 1959 и апогей плавников ещё не пройден, плавники Фьюри были большими, высокими и резко очерченными, напоминая дизайн 1957 года. Правда, сам Плимут называл их не иначе, как "хвостовыми стабилизаторами", утверждая, что они значительно улучшают курсовую устойчивость автомобиля. Также в глаза бросалась линия передних арок, поднимавшаяся по кузову почти до капота и создававшая козырьки над фарами. Контрастная двухтонная окраска ещё больше подчёркивала нестандартность этой фичи.

Дизайн в целом был воспринят прохладно. Бытует мнение, что основной проблемой были огромные плавники в то время, когда законодатель мод дизайна (GM) уже уменьшал их. С другой стороны, подобные нестандартные шаги, пожалуй, были единственным, на что Крайслер мог рассчитывать в борьбе с GM.













Дизайн был далеко не единственным новшеством Фьюри. Теперь автомобили выпускались не на раме, а с несущим кузовом. Конструкция "Solid Plymouth" имела усиленные элементы, сваривалась в 5400 точках и, по заявлениям компании, обеспечивала на 100% большую жёсткость кузова и на 40% большую прочность на изгиб, чем у одноклассников других марок. Правда, несущим был не весь кузов: двигатель крепился на подрамнике, что облегчало замену передних кузовных панелей в случае их повреждения.

Плимут учёл негативный опыт 1957 модельного года - тогда его машины почему-то быстро ржавели. Чтобы впредь не допускать таких досадных промахов, а особенно на машинах с несущим кузовом, была переработана система коррозионной обработки. теперь проблемные детали покрывались 6 различными химическими составами, 7 раз окунались в ванну с антикоррозионными составами, а поверх всего этого накладывалось 4 слоя краски. Кузов, правда, всё равно ржавел, но уже не так сильно, а главное, что несущие элементы всё же выдерживали воздействие погодных условий и различных реагентов.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись разработчики - шумоизоляция. Если на рамных машинах можно было просто напихать шумопоглощающих материалов между рамой и кузовом, то с несущим кузовом такое не прокатывало. Поэтому были переделаны втулки задних пружин, кардан и крепление выхлопа, плюс различные звукопоглощающие маты в салоне. С шумом двигателя особых проблем не возникло: он же на подрамнике, значит, есть куда пихать изоляционнный материал. Что интересно, все эти манипуляции сделали новый Фьюри чуть ли не тише, чем авто с традиционной рамной конструкцией.










Говоря о Фьюри этого поколения нельзя обойти вниманием и салон. В нём тоже было много интересного. Прежде всего, изменилось оформление передней панели. Традиционный щиток приборов исчез, его заменила двухэтажная комбинация приборов и контроллеров. Сразу над рулевой колонкой располагались часы и ещё пара датчиков, слева - кнопки управления АКПП (да-да, именно кнопки), справа - управление климатом, а над всем этим хозяйством - горизонтальный спидометр. Он был разделён на сегменты (каждый по 5 м/ч), которые заполнялись по достижении определённой скорости. Такой спидометр был назван "Teleview". Руль тоже был нестандартным. Точнее - квадратным. Технически, конечно, он представлял собой обычный руль с приплюснутым верхом и низом, но всё же нестандартная форма и, естественно, собственное название - "Aero Wheel".

Кроме этого передняя скамья уступила место разрезному дивану. Водительское сиденье снабжалось высокой спинкой и, к тому же, автоматически поворачивалось при открытии двери, облегчая посадку-высадку. С остеклением также поработали (видимо, Крайслеровцам всё же не давали покоя лавры GM с их эпическим остеклением образца 1959 года). Такой же годноты, правда, не повторили, зато заднее окно на 4-дверном хардтопе продлили в крышу, а на 2-дверный хардтоп вообще можно было заказать заднее окно, которое переходило в панорамную крышу над задними сиденьями.

Правда, как обычно, не обошлось без ложки дёгтя. По отзывам экспертов, новый спидометр был просто отличен, если требовалось примерно оценить скорость машины, но вот определить точную скорость по нему было трудно. С поворотными сиденьями было ещё веселей. Прежде всего, они поворачивались только если дверь открыта полностью, из-за чего заявленное "облегчение посадки-высадки на тесных парковках" как раз-таки на тесных парковках и не достигалось. К тому же, внезапно развернувшееся сиденье могло неплохо так ушатать с вертушки зазевавшегося заднего пассажира. И всё же, салон был очень продвинут по своим временам, и выглядел весьма интересно, что, если не уравновешивало недостатки, то хотя бы немного нивелировало их.





















Ещё одно новшество крылось под капотом. Крайслер представил свой новый рядный 6-цилиндровый двигатель - Slant 6 объёмом 225 ci (3.7 л). Его особенностью являлось то, что цилиндры были отклонены на 30 градусов от вертикали чтобы уменьшить высоту двигателя и, соответственно, понизить центр тяжести. В Плимуте его назвали 30-D Economy Six и ставили в качестве базового двигателя на Фьюри. Он выдавал 145 л.с. Следующим из стандартных двигателей был A318 объёмом 5.2 л и мощностью 230 л.с., а в топе был Golden Commando 395. На самом деле, это был B-361 объёмом 5.9 л, а назван он был по количеству максимального момента. Его мощность составляла 305 л.с.






















Версия Sport Fury в эти годы не выпускалась, но это не помешало Плимуту предложить целую серию заряженных двигателей для обычных Фьюри. Среди них можно отметить:

- Fury V800. Фактически - A318, но с двумя 4-камерными карбюраторами и двойным выпуском, мощность - 260 л.с.

- 383 Golden Commando. 6.3-литровый B383 с одним 4-камерным карбюратором. Мощность - 325 л.с.

- B383 с двумя 4-камерными карбюраторами. Мощность - 330 л.с.

Однако самыми интересными были двигатели со словом "SonoRamic" в названии. Таких было 2: 361-й и 383-й B-блоки. Приставка "SonoRamic" обозначала, что в двигателе установлены два 4-камерных карбюратора и система впуска Ram Air. Она подразумевала, что карбюраторы установлены по обеим сторонам от двигателя, а каждая трубка впускного коллектора имеет длину ровно 30 дюймов от карбюратора до впускного клапана. По расчётам инженеров, при достижении двигателем 2800 об/мин должна была выдавать небольшой эффект суперчарджера, повышая тем самым мощность двигателя. Соответственно, 361-й двигатель выдавал 310 л.с., 383-й - 330 л.с. Плюс полка крутящего момента была ощутимо сдвинута в сторону низких оборотов. Однако, какой бы блестящей ни была идея, производить такую систему было дорого, а содержать - хлопотно, поэтому продержалась она на Плимуте всего 2 года, и машины с ней довольно редки. По некоторым данным, в 1961 году было сделано всего 25 Фьюри с 383 SonoRamic.



















1961 год принёс обширный рестайлинг. Первое, что бросалось в глаза на обновлённой Фьюри - новая передняя часть, напоминавшая нахмуренное лицо. Оформление декоративных боковых элементов также изменилось, однако вся боковина ниже молдинга осталась без изменений. Самое же неожиданное обновление крылось сзади. Плавники исчезли. Совсем. Задние крылья теперь имели вогнутую форму, а на них были закреплены фонари в обтекаемых корпусах, по одному на каждую сторону. Изменения в интерьере были не так значительны: обновился внешний вид фирменного спидометра "Teleview" и общий дизайн передней панели.

В техническом плане тоже появились новшества. Прежде всего стоит отметить новый двигатель - 6.8-литровый RB-413 мощностью 375 л.с. Однако самым важным нововведением стало использование генератора. Да-да, Крайслер стал одним из первых автопроизводителей, установивших генераторы. На тестовом заезде Фьюри проехала от Детройта до Чикаго (~452 км, спасибо, гугл) вообще без аккумулятора.

Новый дизайн шокировал как критиков, так и покупателей. Конечно, машина разошлась тиражом почти в 200 000 авто, но многие очень негативно отзывались о машине, называя её чуть ли не самой уродливой. Иронично, ведь именно этот модельный год сейчас считается одним из самых интересных в среде олд-таймеров.

На фото праворульный Фьюри, собранный по спец-заказу. Долгое время жил в Индии, потом переехал в Австралию, где был отреставрирован.















Итак, Savoy. Нижняя модель гражданской линейки. Во времена своего производства, видимо, модель считалась просто Плимутом, так как ни единого шильдика Savoy на ней не было. Хромированной отделки, соответственно, тоже, кроме решётки радиатора, бамперов, хромированной отделки плавника и хромированного молдинга на боковине на уровне верхнего края заднего бампера. На плавниках был шильдик программы Forward Look. Машины выпускались только в виде 2- и 4-дверного седана. Также в заводских документах в линейку Savoy включались служебные машины для такси, полиции и т.д., но технически это были совсем не Савои.







Belvedere. Средняя модель линейки. Боковой молдинг на нём отсутствовал, зато хромированная отделка с плавника переходила на боковины и шла до конца переднего крыла. Край передней арки также оформлялся хромированным молдингом, а перед колесом был шильдик с названием модели. На заднем крыле были 3 хромированных декоративных накладки. На боковых окнах могла быть хромированная или обычная рамка. В список кузовов добавился 2-дверный хардтоп.







Fury. Флагманская модель. Включала в себя всё декоративное оформление Бельведера плюс хромированные накладки на задних крыльях на уровне бампера и круглые шилтьдики в стиле ранних Фьюри на плавниках. Можно было заказать также 4-дверный хардтоп.






Теперь кратко пройдёмся по 1961 году. Чтобы понять, что перед нами, смотрим на оформление боковой части, крышки багажника и фонарей.

Savoy: хромированные молдинги по бокам только на углах передних крыльев и от задних крыльев до середины задней двери. На багажнике выштамповка без молдингов и шильдиков. Огней заднего хода нет.







Belvedere. Задний хромированный молдинг доходит до середины передней двери, а молдинг на заднем крыле расширяется на вставку из полированного металла. На багажнике появляется шильдик Плимута, добавляются фонари заднего хода.







Fury. Хромированный молдинг полностью опоясывает машину. Добавляется маленький молдинг между фарами и передней колёсной аркой. На багажнике широкий продольный молдинг с шильдиком Плимута.







Универсалы Плимута назывались Suburban и подразделялись на 3 комплектации: Deluxe, Custom и Sport. Внешне они были идентичны оформлению Савоя, Бельведера и Фьюри соответственно, однако имели удлинённую колёсную базу. Также на топовых Sport не было хромированной накладки за задним колесом, характерной для Фьюри. В 3-дверной версии был доступен только Deluxe, а вот для Custom и Sport можно было заказать 3 ряда сидений.

Deluxe Suburban '60.




Custom Suburban '60.




Sport Suburban '60.


Deluxe Suburban '61.


Custom Suburban '61.

Custom Suburban '61.


Sport Suburban '61.


Дизайн 1961 года многим не понравился, и некоторые рисовали собственные варианты внешнего вида Плимута. Вот пара рендеров на тему.




Автор статьи: Сергей Зенков, специально для автомобильного интернет-журнала Атмосферник.



Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн