К основному контенту

Русские за рубежом. История покорения Мира Советскими автомобилями. Часть 1. GAZ “Volga”

В 1958 году миллионы посетителей Советского павильона на Всемирной Выставке в Брюсселе любовались красивыми формами и чудесной отделкой нового легкового автомобиля “Волга” – комфортабельного, простого и легкого в управлении, удобного в обслуживании и обладающего высокими динамическими и экономическими показателями. Не случайно этот автомобиль носит имя издавна известной народам всего мира великой русской реки. Ведь на берегах этой реки он был создан. Большой приз, которого был удостоен автомобиль “Волга” на выставке в Бельгии – заслуженная награда его достоинствам и совершенствам.


В автомобиле ГАЗ - 21 “Волга” был создан высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров – просторный и светлый салон с мягкими эластичными сиденьями, эффективная система вентиляции и отопления. Автомобиль оснащался системой обмыва лобового стекла на ходу, радиоприемником с кнопочной настройкой, часами, пепельницами в передней и задней части салона, прикуривателем, и перчаточным ящиком для мелких вещей.



Контрольно-измерительные приборы, с мягкой, не утомляющей глаза подсветкой, расположены эргономично и красиво. Радиоприемник имеет отличную защиту от радиопомех и хорошее акустическое звучание.

Багажник автомобиля довольно вместительный, оснащенный лампой подсветки, загорающейся автоматически при открывании крышки багажника. Справа размещено запасное колесо и комплект необходимого инструмента.


Автомобиль оснащался четырехцилиндровым верхнеклапанным карбюраторным двигателем объемом 2,4 литра, мощностью в 80 л.с. и 3-х ступенчатой механической коробкой передач – максимальная скорость составляла 135 км/ч.. Хорошая устойчивость на дороге, мягкая эластичная подвеска и шины низкого давления давали возможность обеспечивать отличную плавность хода даже на высоких скоростях.

Кузов “Волги” создан из толстой, высококачественной стали. Большой дорожный просвет и надежная подвеска позволяют проезжать по дорогам ухудшенного качества, преодолевать тяжелые участки дороги и подъемы, перемещаться по грунтовым и проселочным дорогам. Не даром же в народе ГАЗ-21 прозвали «Русский миниатюрный танк».


Удачное расположение сидений, хорошая обзорность приборов и дороги в сочетании с легкостью в управлении делают поездки в автомобиле приятными и неутомительными. Переднее сиденье регулируемое, имеет откидную спинку, образующую спальное место, позволяющее расположиться на ночлег во время путешествий. Безопасность движения обеспечивали надежное рулевое управление и гидравлический тормоз, имевший высокую эффективность и плавность.

Стоимость ГАЗ - 21 в 1964 году составляла внушительную сумму – 5 600 руб. Поэтому «Волга» всегда считалась не просто автомобилем, а роскошью! Да и купить ее «простым смертным» было не так уж и просто, не имея связей это было практически невозможно, т.к. на «Волги» существовал огромный спрос со стороны государственных организаций и таксопарков, куда они поставлялись в первую очередь.


С начала 60-х годов XX века автомобили ГАЗ активно начали продаваться на экспорт. ГАЗ – 21 «Волга» может похвастаться широкой географией экспорта, их поставляли в страны Соц. Лагеря и во множество стран мира (Австрия, Англия, Бельгия, Куба, Иран, Шотландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Кипр и т.д.). Машины для внешних рынков оснащались более мощным двигателем (плюс 10-15 л. с.,) за счет увеличения степени сжатия.

Ежегодно на экспорт уходило около 3 000 автомобилей ГАЗ-21. Британские и Бельгийские журналисты, в своих статьях, отмечали хорошую топливную экономичность «Волги», просторный салон, а также вместительный багажник. Пресса характеризовала Советский автомобиль как общедоступный, а так же рекомендовала его фермерам, ценящим хорошую проходимость на бездорожье. Немаловажным аспектом была ценовая доступность автомобиля.

Чтобы повысить конкурентоспособность ГАЗ-21 в Западной Европе, бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga (созданная в 1964 году,) устанавливала на автомобиль дизельные двигатели и немного изменяла отделку салона.

Реклама «Волги» с дизельным двигателем Rover. 1965 год.


Сначала под капотом устанавливался 1.6-литровый 48-сильный дизель Perkins Four. Эксплуатация показала, что мощности явно недостаточно. Поэтому его заменили на дизельный мотор Rover, объемом 2.3 литра (мощность 65 л. с.).



Последние партии автомобилей оснащались агрегатом Peugeot-Indenor объемом 1.9 литра и мощностью 58 л. с., позже перекочевавшим и на экспортные ГАЗ-24.


В 1970 году увидело свет новое поколение «Волги» - ГАЗ – 24, которое так же отправлялось на экспорт и неплохо было принято зарубежной публикой. «Волга» была отмечена золотой медалью на автовыставке 1970 года – За Достижение Высокого Качества.


В 1970-х годах в СССР новую «Волгу» можно было купить за 9600 – 9800 руб.

Реклама ГАЗ-24 в Испании.


Автомобиль получил современный дизайн, большие размеры кузова и просторный салон.



В ГАЗ – 24 сохранились все, ранее так полюбившиеся, особенности «Волги» - просторный салон, мягкие раскладывающиеся сиденья, эргономичная приборная панель и тд. Так же новая «Волга» могла похвастаться наличием хромированных деталей отделки салона (ручки дверей и стеклоподъемников, вставки на приборной панели и тп.) и кузова (хромированные бампера, решетка радиатора, колесные колпаки, зеркала, а так же логотипы «Волга»).

ГАЗ – 24, Испания, 1970 год.


Автомобиль оснащался бензиновым рядным 4-х цилиндровым двигателем объемом 2,4 литра и мощностью в 110 л.с. (мощность автомобилей для внутреннего рынка была 95 л.с.), и 4-х ступенчатой механической коробкой передач. Максимальная скорость составляла 145 км/ч.

Пик экспортных поставок ГАЗ - 24 пришелся на топливный кризис 1973-1974 годов, когда на Западе цены на бензин резко выросли, а продажи больших и прожорливых машин упали. В таких жестких условиях избалованный европейский покупатель естественно выбирал «родных» производителей, и в результате советская «Волга» продавалась за рубежом не так хорошо, как планировалось. Относительно хорошо ГАЗ-24 брали лишь государственные организации и спецслужбы стран Восточного блока.

Технические характеристики ГАЗ – 24 1970 года.


Наряду с бензиновым двигателем, «Волга» предлагалась и с дизельной силовой установкой объемом 2,1 литра, развивавшей мощность в 62 л.с.



Во второй половине 1970-х годов на экспортный рынок поступила новая «Волга» - модифицированный ГАЗ – 24-02 в кузове универсал.



Автомобиль оснащался бензиновым двигателем 2,4 литра (110 л.с.) или дизельным мотором 2,1 литра (62 л.с.) с 4-х ступенчатой механической коробкой передач.

Реклама GAZ – 24-02 1978 года.


GAZ – 24-02 можно было заказать в 2 вариантах исполнения салона – в 5-ти или 7-ми местном.

В СССР ГАЗ – 24-02 стоил около 14 000 руб. (в 1979 году), что почти на 4 тыс. дороже обычного ГАЗ – 24.


ГАЗ – 24 и ГАЗ – 24-02 были хорошо приняты публикой. Он полюбились покупателям за комфорт, надежность и простоту обслуживания.

В середине 80-х годов ХХ века появилась новая «Волга» - ГАЗ – 3102. Автомобиль получил более «квадратные» формы кузова, современный дизайн приборной панели и неплохие ходовые качества.

Автомобиль оснащался только бензиновым двигателем, объемом 2,4 литра и мощностью 98 л.с. в паре с 4-х ступенчатой механической коробкой передач.



В новой модели были собраны все «фирменные» особенности «Волги» - большой кузов, просторный салон с раскладывающимися сиденьями, большой багажник, надежная подвеска и сильный мотор.


К сожалению этого было мало, что бы возродить былой интерес к «Волге». К концу 80-х годов продажи автомобилей ГАЗ практически сошли на ноль, на западноевропейском рынке эти машины выглядели безнадежно устаревшими и не могли конкурировать с более современными Европейскими или Японскими автомобилями, которые были в техническом плане более продвинутыми.

Автор – Евгений Грицуков.
Источники использованных в статье материалов:
1. Рекламные брошюры AVTOEXPORT USSR.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Автомобили_ГАЗ


Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн