19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского Автомобильного завода сошли первые автомобили ВАЗ – 2101 «Жигули», по конструкции, в большей степени, повторявших FIAT - 124, но собранные почти полностью из комплектующих созданных на территории нашей страны.
Для советского народа запуск Волжского Автозавода дал хорошую возможность приобрести качественный и не очень дорогой автомобиль (в 1971 году ВАЗ – 2101 можно было приобрести за 5200 руб., к середине 70-х годов стоимость ВАЗ – 2101 выросла до 6000 руб, а к концу 70-х годов составляла 7500 руб.), а для государства – существенно пополнить казну. На строительство завода были потрачены огромные средства, которые нужно было как можно быстрее вернуть, и желательно – в иностранной валюте.
«Автоэкспорт» подошел к поставкам продукции АвтоВАЗа за рубеж очень серьезно. Во-первых, название «Жигули», на некоторых языках созвучное со словом «жигало», практически сразу заменили на нейтральное Lada. Высокий уровень контроля качества вместе с предпродажной подготовкой «на местах» привели к тому, что советские Лады по надежности практически не уступали Итальянскому FIAT, но стоили дешевле.
С появлением Lada концепция «Автоэкспорта» несколько изменилась – глупо было продавать эти машины как Cоветскую разработку (коими являлись Москвичи и Волги) Европейцам, прекрасно знакомым с FIAT-124. Поэтому первые Лады пошли на экспорт в Восточную Европу – Болгарию, Венгрию, Польшу, Чехословакию, а так же на Кубу, где люди не слишком хорошо представляли себе что такое FIAT.
В Западную Европу и Скандинавию Lada массово начала экспортироваться только в 1973-1974 годах, когда оригинальный FIAT-124 уже снимали с производства.
Хорошая адаптированность автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом сделала их популярными в странах Северной Европы: Дания, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии.
Желающих приобрести крепкую, надежную и недорогую машину, с Итальянскими корнями, в Европе нашлось предостаточно! Тем более Lada была значительно доработана по сравнению с FIAT-124.
С появлением Lada экспортное направление Cоветских машин твердо указывало в Европу. И неудивительно, ведь организовать доставку сюда гораздо проще и дешевле, чем, например, в Африку или Восточную Азию.
В Европе Ладу ждали достаточно мягкие погодные условия и хорошие дороги, что существенно упрощало задачу зарекомендовать машину как крепкую и надежную.
Почти сразу после своего появления LADA регулярно выставлялась на крупнейших Европейских автомобильных выставках - осенью 1971 года это были Париж и Турин. После появления АвтоВАЗа экспорт Советских машин стал расти впечатляющими темпами - 150 тысяч в 1971 году, 195 тысяч в 1972-ом, 238 тысяч в 1973-ем… В 1975 году продажи советских легковушек за рубеж почти достигли отметки в 300 тысяч экземпляров!
В начале семидесятых на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60 % всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. Вскоре эта доля увеличилась до 80 %. Спрос на автомобили Lada объяснялся относительно современной конструкцией, качеством изготовления, разумной ценовой политикой
Во второй половине 70-х годов география поставок Советских машин существенно расширилась: в первую очередь, было открыто несколько важных западных рынков: ими стали Англия, Швейцария и Западный Берлин.
В Англии, в конце 70-х годов, самым доступным по цене автомобилем была Lada. Автомобиль можно было приобрести в кузове седан или универсал.
Для автомобиля предлагалось много дополнительных опций и вариантов отделки салона (4 варианта тканевой расцветки или салон из кожзама).
Так же можно было заказать легкосплавные диски (2 вида) или классические металлические штампованные диски с декоративными хромированными колпаками, 2 варианта зеркал заднего вида (хромированные или черные матовые), обычное радио или стерео приемник с кассетным плейером. Как доп.опцию можно было заказать прицепное устройство, люк и виниловое покрытие на крышу авто.
Самая важная новинка, которую АвтоВАЗ вывел на мировой рынок в середине семидесятых годов – это ВАЗ-2106 (она же Lada-1600). В СССР ВАЗ-2106 можно было купить за 9600 руб.
Увы, «люксовая» Lada не смогла найти хороший спрос в Западной Европе – ведь в отличие от других моделей завода она не могла похвастаться дешевизной, а двигатель объемом 1,6 литра трудно было назвать экономичным.
Зато в Восточном блоке покупатели восприняли самую престижную из доступных Cоветских машин на ура. Впрочем, как и любую другую модель LADA. Летом 1979 года в страны Соц. Лагеря был поставлен миллионный автомобиль из СССР. Юбилейной машиной стал именно ВАЗ-2106.
Тем не менее, в начале восьмидесятых годов спад продаж не обошел стороной и Ладу: экспортные продажи машин упали с 318 тысяч в 1979 году до 232 тысяч в 1981-ом… Оно и понятно – брать автомобили с конструкцией 15-летней давности на Западе уже никто не спешил.
Весьма большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива» ВАЗ-2121, не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. NIVA, в конце семидесятых годов, стала настоящим откровением не только для Советских граждан, но и для покупателей из Европы, Азии и Южной Америки. Поначалу даже немцы выстраивались в очереди за этой машиной, а каждая вторая Нива уходила за рубеж.
Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира.
Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.
Автомобили LADA NIVA можно было встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании.
В 1978 году LADA начала покорять Северную Америку, а именно – Канаду.
Для Канадского рынка Тольяттинская «шестерка» получила наибольшее количество изменений в исполнении. Канадская LADA получила собственный индекс — ВАЗ-21061-037. Внешне, от стандартных собратьев, «канадка» отличалась массивными бамперами с перенесенными в них подфарниками (габаритные огни и поворотники), импортными шинами, а также наличием «габаритов» на задних крыльях.
В салоне появились комфортные сиденья с подголовниками, на торпедо, возле часов, появился индикатор не пристегнутых ремней, расположенный в одном блоке с лампой Check Engine.
В техническом плане изменений было еще больше. Машины оборудовались системой снижения токсичности с применением каталитического нейтрализатора и адсорбера, дорабатывалась тормозная система. В качестве опций предлагались: кожаная оплетка руля, радиоприемник, люк и литые диски.
В Канаде Lada пользовалась неплохим спросом. За четыре года было продано 12 900 машин. На Канадском рынке ВАЗ-2106 был самым доступным автомобилем, обладал простой конструкцией и достаточно мощным мотором. В рекламных проспектах делался акцент на надежности подвески, толщине металла и антикоррозионной стойкости кузова.
В середине 80-х годов на Канадский рынок поступила очередная новинка АвтоВаза – ВАЗ – 2108 «SAMARA». Переднеприводные автомобили смогли завоевать сравнительно высокую популярность.
Но продажи новой модели были не столь успешными, как у ВАЗ-2106. Покупатели отдавали свое предпочтение дешевым и более оснащенным Японским автомобилям, которые начали активно продаваться на территории Северной Америки.
Автор – Евгений Грицуков.
Источники использованных в статье материалов:
1. Рекламные брошюры AVTOEXPORT USSR.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Автомобили_ВАЗ