К основному контенту

Русские за рубежом. История покорения Мира Советскими автомобилями. Часть 2. "LADA".

19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского Автомобильного завода сошли первые автомобили ВАЗ – 2101 «Жигули», по конструкции, в большей степени, повторявших FIAT - 124, но собранные почти полностью из комплектующих созданных на территории нашей страны.



Для советского народа запуск Волжского Автозавода дал хорошую возможность приобрести качественный и не очень дорогой автомобиль (в 1971 году ВАЗ – 2101 можно было приобрести за 5200 руб., к середине 70-х годов стоимость ВАЗ – 2101 выросла до 6000 руб, а к концу 70-х годов составляла 7500 руб.), а для государства – существенно пополнить казну. На строительство завода были потрачены огромные средства, которые нужно было как можно быстрее вернуть, и желательно – в иностранной валюте.

«Автоэкспорт» подошел к поставкам продукции АвтоВАЗа за рубеж очень серьезно. Во-первых, название «Жигули», на некоторых языках созвучное со словом «жигало», практически сразу заменили на нейтральное Lada. Высокий уровень контроля качества вместе с предпродажной подготовкой «на местах» привели к тому, что советские Лады по надежности практически не уступали Итальянскому FIAT, но стоили дешевле.

С появлением Lada концепция «Автоэкспорта» несколько изменилась – глупо было продавать эти машины как Cоветскую разработку (коими являлись Москвичи и Волги) Европейцам, прекрасно знакомым с FIAT-124. Поэтому первые Лады пошли на экспорт в Восточную Европу – Болгарию, Венгрию, Польшу, Чехословакию, а так же на Кубу, где люди не слишком хорошо представляли себе что такое FIAT.


В Западную Европу и Скандинавию Lada массово начала экспортироваться только в 1973-1974 годах, когда оригинальный FIAT-124 уже снимали с производства.


Хорошая адаптированность автомобилей к эксплуатации в регионах с суровым климатом сделала их популярными в странах Северной Европы: Дания, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии.

Желающих приобрести крепкую, надежную и недорогую машину, с Итальянскими корнями, в Европе нашлось предостаточно! Тем более Lada была значительно доработана по сравнению с FIAT-124.



С появлением Lada экспортное направление Cоветских машин твердо указывало в Европу. И неудивительно, ведь организовать доставку сюда гораздо проще и дешевле, чем, например, в Африку или Восточную Азию.


В Европе Ладу ждали достаточно мягкие погодные условия и хорошие дороги, что существенно упрощало задачу зарекомендовать машину как крепкую и надежную.

Почти сразу после своего появления LADA регулярно выставлялась на крупнейших Европейских автомобильных выставках - осенью 1971 года это были Париж и Турин. После появления АвтоВАЗа экспорт Советских машин стал расти впечатляющими темпами - 150 тысяч в 1971 году, 195 тысяч в 1972-ом, 238 тысяч в 1973-ем… В 1975 году продажи советских легковушек за рубеж почти достигли отметки в 300 тысяч экземпляров!

В начале семидесятых на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60 % всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. Вскоре эта доля увеличилась до 80 %. Спрос на автомобили Lada объяснялся относительно современной конструкцией, качеством изготовления, разумной ценовой политикой

Во второй половине 70-х годов география поставок Советских машин существенно расширилась: в первую очередь, было открыто несколько важных западных рынков: ими стали Англия, Швейцария и Западный Берлин.


В Англии, в конце 70-х годов, самым доступным по цене автомобилем была Lada. Автомобиль можно было приобрести в кузове седан или универсал.




Для автомобиля предлагалось много дополнительных опций и вариантов отделки салона (4 варианта тканевой расцветки или салон из кожзама).

Так же можно было заказать легкосплавные диски (2 вида) или классические металлические штампованные диски с декоративными хромированными колпаками, 2 варианта зеркал заднего вида (хромированные или черные матовые), обычное радио или стерео приемник с кассетным плейером. Как доп.опцию можно было заказать прицепное устройство, люк и виниловое покрытие на крышу авто.




Самая важная новинка, которую АвтоВАЗ вывел на мировой рынок в середине семидесятых годов – это ВАЗ-2106 (она же Lada-1600). В СССР ВАЗ-2106 можно было купить за 9600 руб.


Увы, «люксовая» Lada не смогла найти хороший спрос в Западной Европе – ведь в отличие от других моделей завода она не могла похвастаться дешевизной, а двигатель объемом 1,6 литра трудно было назвать экономичным.


Зато в Восточном блоке покупатели восприняли самую престижную из доступных Cоветских машин на ура. Впрочем, как и любую другую модель LADA. Летом 1979 года в страны Соц. Лагеря был поставлен миллионный автомобиль из СССР. Юбилейной машиной стал именно ВАЗ-2106.



Тем не менее, в начале восьмидесятых годов спад продаж не обошел стороной и Ладу: экспортные продажи машин упали с 318 тысяч в 1979 году до 232 тысяч в 1981-ом… Оно и понятно – брать автомобили с конструкцией 15-летней давности на Западе уже никто не спешил.

Весьма большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива» ВАЗ-2121, не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. NIVA, в конце семидесятых годов, стала настоящим откровением не только для Советских граждан, но и для покупателей из Европы, Азии и Южной Америки. Поначалу даже немцы выстраивались в очереди за этой машиной, а каждая вторая Нива уходила за рубеж.



Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира.


Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.


Автомобили LADA NIVA можно было встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании.

В 1978 году LADA начала покорять Северную Америку, а именно – Канаду.


Для Канадского рынка Тольяттинская «шестерка» получила наибольшее количество изменений в исполнении. Канадская LADA получила собственный индекс — ВАЗ-21061-037. Внешне, от стандартных собратьев, «канадка» отличалась массивными бамперами с перенесенными в них подфарниками (габаритные огни и поворотники), импортными шинами, а также наличием «габаритов» на задних крыльях.


В салоне появились комфортные сиденья с подголовниками, на торпедо, возле часов, появился индикатор не пристегнутых ремней, расположенный в одном блоке с лампой Check Engine.


В техническом плане изменений было еще больше. Машины оборудовались системой снижения токсичности с применением каталитического нейтрализатора и адсорбера, дорабатывалась тормозная система. В качестве опций предлагались: кожаная оплетка руля, радиоприемник, люк и литые диски.

В Канаде Lada пользовалась неплохим спросом. За четыре года было продано 12 900 машин. На Канадском рынке ВАЗ-2106 был самым доступным автомобилем, обладал простой конструкцией и достаточно мощным мотором. В рекламных проспектах делался акцент на надежности подвески, толщине металла и антикоррозионной стойкости кузова.

В середине 80-х годов на Канадский рынок поступила очередная новинка АвтоВаза – ВАЗ – 2108 «SAMARA». Переднеприводные автомобили смогли завоевать сравнительно высокую популярность.



Но продажи новой модели были не столь успешными, как у ВАЗ-2106. Покупатели отдавали свое предпочтение дешевым и более оснащенным Японским автомобилям, которые начали активно продаваться на территории Северной Америки.

Автор – Евгений Грицуков.
Источники использованных в статье материалов:

1. Рекламные брошюры AVTOEXPORT USSR.
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Автомобили_ВАЗ






Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн