Фордовские пикапы к началу 1990-х годов демонстрировали отличные показатели продаж. F-серия 18 лет удерживала звание самого продаваемого пикапа в США, 13 лет – звание самого продаваемого автомобиля в США, прочно занимая 40% рынка полноразмерных пикапов. Однако, как показывает практика, репутацию надо постоянно поддерживать, обновляя автомобиль. Так и Форд, лишь только запустив в серию 9 поколение F-серии, уже начал думать над 10-м.
При разработке нового F150 дизайнеры рассматривали 4 варианта внешнего вида: Revolutionary, Evolutionary, Personal Use, Muscular. Первый вариант был признан слишком прогрессивным, второй – слишком консервативным, третий тоже не подошёл, а в итоге основные штрихи заимствовались из четвёртого варианта. Интересен тот факт, что дизайнерам удалось визуально сделать кабину и кузов единым целым, хотя на самом деле они не соприкасались. Техническую часть также заметно доработали. Автомобили получили А-образные рычаги в передней подвеске, что позволило сделать передок ниже; увеличенные колёса и, соответственно, тормозные диски, улучшенную структуру безопасности кабины, а также подушки безопасности водителя и пассажира уже в стандартной комплектации. Кроме этого, впервые в классе, на пикапах с полуторной кабиной SuperCab появилась третья дверь. Она располагалась сразу за передней и, для облегчения посадки/высадки, крепилась на заднюю стойку кабины и открывалась против движения.
В целом дизайн получился более приближенным к легковому сегменту Форда, чем к грузовому. Это было хорошо в рамках новой концепции Форда о разделении F-серии на личные и рабочие модели, но, тем не менее, Форд беспокоился за успех автомобиля на рынке. Беспокоился настолько, что F150 предыдущего поколения продолжали выпускать и в 1997 году, хотя новый F150 был представлен уже в январе 1996 года (как авто 1997 модельного года). Как оказалось, Форд зря беспокоился: пикап был очень тепло встречен публикой, заслужил премию «Трак года» по версии журнала Motor Trend, а уже через несколько лет достиг тиража в 900 000 экземпляров в год.
Итак, Ford F150 1997 модельного года. Машины предлагались с двумя двигателями. Стандартным был 4,2-литровый Essex V6, который выдавал 210 л.с. и 346 Нм (полка крутящего момента на 3000 об/мин). Разумеется, можно было заказать и V8: 4,6-литровый Triton мощность 210 л.с., который выдавал уже 393 Нм на 3250 об/мин. Чуть позже добавился топовый 5,4-литровый Triton (235 л.с. и 450 Нм). Выбор коробок был ограничен 5-ступ. МКПП и 4-ступ. АКПП. Автомобиль можно было приобрести с задним либо полным приводом (при этом полноприводные модификации имели несколько изменённые передние бампера с интегрированными туманками и буксировочными крюками), в коротко- или длиннобазной версии и с двумя кабинами: стандартной одинарной и полуторной SuperCab. Последняя, как уже было сказано, получила дополнительную дверь для задних пассажиров и была трёхдверной. Вариантов исполнения кузова также могло быть два: Styleside (борта шли в одну линию с кабиной) и Flareside (борта проходили внутри колеи, соответственно, задние арки выставлялись напоказ). Flareside также имела изменённые задние фонари и оформление задней части. Покупателям предлагалось 4 комплектации: Standard, XL, XLT и Lariat.
Чтобы нивелировать большой провал в линейке обновлённых пикапов, Форд представил временную модель F250. Фактически, это был всё тот же F150, но с усиленной подвеской, увеличенной грузоподъёмностью, 7 шпильками на ступицах и только в версии Styleslide. К 1999 году она была снята с производства, потому что на 1999 год Форд планировал запуск серии F250/F350 Super Duty.
1998 год был юбилейным для F-серии: ровно 50 лет назад свет увидела модель F-1, с которой и началась долгая и успешная история F-150. Значительных изменений в этом году в машину не вносили (кроме юбилейного шильдика и обновлённых подушек безопасности), зато представили сразу две специальные версии. Первой стала STX. Она была доступна только для моноприводных пикапов с однорядной кабиной и 4.2- или 4.6-литровыми двигателями. К оснащению добавлялась решётка радиатора от полноприводных версий, бампера и зеркала в цвет кузова, литые 17-дюймовые диски, всесезонная резина и эксклюзивные цвета.
Вторая серия создавалась с целью отметить тот факт, что F150 стал официальным траком НАСКАРа. Как это ни неожиданно, называлась она NASCAR Edition и предлагалась только южанам, в чьих штатах НАСКАР традиционно популярен. Фактически, это был короткобазный пикап с однорядной кабиной и 220-сильной версией 4.6-литрового Тритона. Машины красились только в чёрный цвет, их легко можно было узнать по НАСКАРовским логотипам и двойному выхлопу.
1999 год принёс много нового. Прежде всего: фейслифтинг. Машинам немного обновили оформление передка, а версию Standard заменили на Work Series. Мощность 4.6-литрового двигателя подняли до 231 л.с., 5.4-литрового - до 260 л.с. Также были представлены новые комплектации. King Ranch Edition добавляла кожаный интерьер, навороченную электронику и разнообразные люксовые опции. Harley-Davidson Edition была доступна только с короткой базой и полуторной кабиной. Она оснащалась V8 c нагнетателем, а в оформлении преобладали чёрный и оранжевый цвета с большим количеством хрома. Однако самой интересной версией была SVT F150 Lightning. В этом году Форд решил вернуться к заряженным грузовикам, причём вернуться основательно. В пикап с однорядной кабиной поставили 5.4-литровый Triton с нагнетателем Eaton, перенастроили подвеску, уменьшили дорожный просвет, поставили 18-дюймовые диски. В итоге Lightning выдавал 360 л.с. и 600 Нм, что позволило ему удерживать титул самого быстрого серийного трака в США вплоть до появления Dodge Ram SRT-10 в 2004 г.
2000-й год не принёс значительных изменений в F-150, зато в 2001 году Форд наконец-то сделал пикап с полноценной двухрядной кабиной - она получила название SuperCrew. В 2002 году появилась внедорожная версия FX4: c 17-дюймовыми дисками, стойками Rancho и дополнительными защитами днища. В 2003 году Форд представил версию STX: с бамперами в цвет кузова, 17-люймовыми дисками, хромированными подножками, интегрированными туманками и аудиосистемой Kenwood. Кроме этого, так как это был крайний год производства десятого поколения F150, была сделана спецверсия Heritage Edition. Она отличалась эксклюзивными дисками и покраской, пинстрайпингом и другими деталями оформления.
F150 этого поколения также был использован для смелого эксперимента Линкольна. Компания, воодушевлённая успехом Навигатора, решила попробовать сделать люксовый пикап. Это было тем более своевременно потому, что GMовцы выкатили Cadillac Escalade EXT, и ФоМоКо была обязана чем-то ответить. Так появился Lincoln Blackwood: моноприводный F150 с двухрядной кабиной и передом/задом от Линкольна. Автомобиль был под завязку нагружен разными ништяками (единственной опцией была навигационная система с 5-дймовым экраном), а кузов оформлен как багажник у обычной машины: с обивкой и крышкой с сервоприводом.
Правда, такое оснащение несколько ограничивало его пользу как трака (у того же Эскелейда хотя бы был полный привод), да и проблемы с поставками кузовов от Magna Steyr не добавили машине популярности. В США автомобиль был снят с производства уже в 2002 году, в Мексике продержался на год дольше. В целом попытка была неудачной: было сделано всего лишь 3 356 автомобилей. Это резко контрастирует с успехом оригинального F150: Форд начинал поколение с продаж около 700 000 траков в год, но всего за пару лет взял рубеж в 900 000 машин в год. F150 не только не уронил планку, заданную его предшественниками, но и ещё больше поднял её. Немалую пользу оказало и размежевание F150 с более тяжёлыми пикапами, что позволило полноценно продвигать машину среди молодёжи.
Текст подготовлен по материалам:
Сергей Зенков, Wreck Yard
На этот раз разработчики решились на кардинальный шаг: разделение прежде единой серии. Теперь F150 позиционировались как пикапы для личного использования и имели более продвинутый облик, а F250 и F350 считались рабочими лошадками с более консервативным дизайном (новое поколение F250/F350 даже было представлено на пару лет позже, чем F150).
При разработке нового F150 дизайнеры рассматривали 4 варианта внешнего вида: Revolutionary, Evolutionary, Personal Use, Muscular. Первый вариант был признан слишком прогрессивным, второй – слишком консервативным, третий тоже не подошёл, а в итоге основные штрихи заимствовались из четвёртого варианта. Интересен тот факт, что дизайнерам удалось визуально сделать кабину и кузов единым целым, хотя на самом деле они не соприкасались. Техническую часть также заметно доработали. Автомобили получили А-образные рычаги в передней подвеске, что позволило сделать передок ниже; увеличенные колёса и, соответственно, тормозные диски, улучшенную структуру безопасности кабины, а также подушки безопасности водителя и пассажира уже в стандартной комплектации. Кроме этого, впервые в классе, на пикапах с полуторной кабиной SuperCab появилась третья дверь. Она располагалась сразу за передней и, для облегчения посадки/высадки, крепилась на заднюю стойку кабины и открывалась против движения.
В целом дизайн получился более приближенным к легковому сегменту Форда, чем к грузовому. Это было хорошо в рамках новой концепции Форда о разделении F-серии на личные и рабочие модели, но, тем не менее, Форд беспокоился за успех автомобиля на рынке. Беспокоился настолько, что F150 предыдущего поколения продолжали выпускать и в 1997 году, хотя новый F150 был представлен уже в январе 1996 года (как авто 1997 модельного года). Как оказалось, Форд зря беспокоился: пикап был очень тепло встречен публикой, заслужил премию «Трак года» по версии журнала Motor Trend, а уже через несколько лет достиг тиража в 900 000 экземпляров в год.
Итак, Ford F150 1997 модельного года. Машины предлагались с двумя двигателями. Стандартным был 4,2-литровый Essex V6, который выдавал 210 л.с. и 346 Нм (полка крутящего момента на 3000 об/мин). Разумеется, можно было заказать и V8: 4,6-литровый Triton мощность 210 л.с., который выдавал уже 393 Нм на 3250 об/мин. Чуть позже добавился топовый 5,4-литровый Triton (235 л.с. и 450 Нм). Выбор коробок был ограничен 5-ступ. МКПП и 4-ступ. АКПП. Автомобиль можно было приобрести с задним либо полным приводом (при этом полноприводные модификации имели несколько изменённые передние бампера с интегрированными туманками и буксировочными крюками), в коротко- или длиннобазной версии и с двумя кабинами: стандартной одинарной и полуторной SuperCab. Последняя, как уже было сказано, получила дополнительную дверь для задних пассажиров и была трёхдверной. Вариантов исполнения кузова также могло быть два: Styleside (борта шли в одну линию с кабиной) и Flareside (борта проходили внутри колеи, соответственно, задние арки выставлялись напоказ). Flareside также имела изменённые задние фонари и оформление задней части. Покупателям предлагалось 4 комплектации: Standard, XL, XLT и Lariat.
Чтобы нивелировать большой провал в линейке обновлённых пикапов, Форд представил временную модель F250. Фактически, это был всё тот же F150, но с усиленной подвеской, увеличенной грузоподъёмностью, 7 шпильками на ступицах и только в версии Styleslide. К 1999 году она была снята с производства, потому что на 1999 год Форд планировал запуск серии F250/F350 Super Duty.
Ford F250.
1998 год был юбилейным для F-серии: ровно 50 лет назад свет увидела модель F-1, с которой и началась долгая и успешная история F-150. Значительных изменений в этом году в машину не вносили (кроме юбилейного шильдика и обновлённых подушек безопасности), зато представили сразу две специальные версии. Первой стала STX. Она была доступна только для моноприводных пикапов с однорядной кабиной и 4.2- или 4.6-литровыми двигателями. К оснащению добавлялась решётка радиатора от полноприводных версий, бампера и зеркала в цвет кузова, литые 17-дюймовые диски, всесезонная резина и эксклюзивные цвета.
Вторая серия создавалась с целью отметить тот факт, что F150 стал официальным траком НАСКАРа. Как это ни неожиданно, называлась она NASCAR Edition и предлагалась только южанам, в чьих штатах НАСКАР традиционно популярен. Фактически, это был короткобазный пикап с однорядной кабиной и 220-сильной версией 4.6-литрового Тритона. Машины красились только в чёрный цвет, их легко можно было узнать по НАСКАРовским логотипам и двойному выхлопу.
1999 год принёс много нового. Прежде всего: фейслифтинг. Машинам немного обновили оформление передка, а версию Standard заменили на Work Series. Мощность 4.6-литрового двигателя подняли до 231 л.с., 5.4-литрового - до 260 л.с. Также были представлены новые комплектации. King Ranch Edition добавляла кожаный интерьер, навороченную электронику и разнообразные люксовые опции. Harley-Davidson Edition была доступна только с короткой базой и полуторной кабиной. Она оснащалась V8 c нагнетателем, а в оформлении преобладали чёрный и оранжевый цвета с большим количеством хрома. Однако самой интересной версией была SVT F150 Lightning. В этом году Форд решил вернуться к заряженным грузовикам, причём вернуться основательно. В пикап с однорядной кабиной поставили 5.4-литровый Triton с нагнетателем Eaton, перенастроили подвеску, уменьшили дорожный просвет, поставили 18-дюймовые диски. В итоге Lightning выдавал 360 л.с. и 600 Нм, что позволило ему удерживать титул самого быстрого серийного трака в США вплоть до появления Dodge Ram SRT-10 в 2004 г.
King Ranch Edition. |
Harley-Davidson Edition. |
SVT Lightning. |
2000-й год не принёс значительных изменений в F-150, зато в 2001 году Форд наконец-то сделал пикап с полноценной двухрядной кабиной - она получила название SuperCrew. В 2002 году появилась внедорожная версия FX4: c 17-дюймовыми дисками, стойками Rancho и дополнительными защитами днища. В 2003 году Форд представил версию STX: с бамперами в цвет кузова, 17-люймовыми дисками, хромированными подножками, интегрированными туманками и аудиосистемой Kenwood. Кроме этого, так как это был крайний год производства десятого поколения F150, была сделана спецверсия Heritage Edition. Она отличалась эксклюзивными дисками и покраской, пинстрайпингом и другими деталями оформления.
SuperCrew 2001. |
FX/4 2002. |
STX 2003. |
Heritage Edition 2003. |
F150 этого поколения также был использован для смелого эксперимента Линкольна. Компания, воодушевлённая успехом Навигатора, решила попробовать сделать люксовый пикап. Это было тем более своевременно потому, что GMовцы выкатили Cadillac Escalade EXT, и ФоМоКо была обязана чем-то ответить. Так появился Lincoln Blackwood: моноприводный F150 с двухрядной кабиной и передом/задом от Линкольна. Автомобиль был под завязку нагружен разными ништяками (единственной опцией была навигационная система с 5-дймовым экраном), а кузов оформлен как багажник у обычной машины: с обивкой и крышкой с сервоприводом.
Правда, такое оснащение несколько ограничивало его пользу как трака (у того же Эскелейда хотя бы был полный привод), да и проблемы с поставками кузовов от Magna Steyr не добавили машине популярности. В США автомобиль был снят с производства уже в 2002 году, в Мексике продержался на год дольше. В целом попытка была неудачной: было сделано всего лишь 3 356 автомобилей. Это резко контрастирует с успехом оригинального F150: Форд начинал поколение с продаж около 700 000 траков в год, но всего за пару лет взял рубеж в 900 000 машин в год. F150 не только не уронил планку, заданную его предшественниками, но и ещё больше поднял её. Немалую пользу оказало и размежевание F150 с более тяжёлыми пикапами, что позволило полноценно продвигать машину среди молодёжи.
Текст подготовлен по материалам:
- Ackerson R. Ford F-150 Pickup 1997-2005: America's Best-Selling Truck.
- Ford F-150 History (edmunds.com).
- Ford F-Series tenth generation (https://en.wikipedia.org).
- The History Of The Ford F-Series In The 20th Century (blueovaltrucks.com).
- Why the Ford F-150 Is Truly America’s Favorite Truck (cheatsheet.com)
Сергей Зенков, Wreck Yard