|
Фото с сайта autonavigator.ru |
Итак, Америка, середина 1960-х годов. Машины постепенно становятся всё мускулистее, и Понтиак в этом был далеко не последним. Напротив, со своим GTO он был одним из пионеров масл-каров. Однако это не значит, что Понтиак забросил остальные линейки. Совсем наоборот, фулл-сайзы Понтиака продолжали пользоваться устойчивым спросом, а как раз в 1965 они подверглись масштабному рестайлингу. Среди обновлённых машин был и Pontiac Catalina
Итак, новый автомобиль получил более плавный дизайн в стиле «бутылка колы» (высокие крылья, низкая линия остекления) и крышу типа фастбэк на 2-дверных хардтопах. Дизайн передней части со сдвоенными фарами, расположенными вертикально, достался от предыдущего поколения, однако он был ярче выражен и стал более узнаваемым. Автомобили также получили новую АКПП Turbo Hydramatic, которая была примечательна уже вполне привычной нам схемой передач P-R-N-D-S-L. Двигатели также были перенесены с предыдущего поколения – 389-й и 421-й V8 – однако каждый имел несколько комплектаций. Так, базовый 389-й двигатель выдавал 256 л.с. и агрегатировался с 3-ступ. МКПП. Этот ж двиг, но увеличенной компрессией выдавал уже 290 л.с., ему полагалась 3-ступ. АКПП Turbo Hydramatic. Существовала также «бюджетная» версия мощностью 265 л.с., настроенная под обычный бенз (остальные требовали высокооктановый). Можно было также заказать 389-й двиг с 4-камерным карбюратором (обычные имели 2-камерные карбы), который выдавал уже 325/333 л.с. (МКПП/АКПП), или 421-й двигатель мощностью 338 л.с. Также все желающие могли заказать 389-й с фирменной понтиаковской фичей – Tri-Power (3 2-камерных карбюратора). Такой двигатель выдавал те же 338 л.с., что и стоковый 421-й.
Catalina предлагалась в 6 кузовах: 2-дверный хардтоп, купе и кабриолет, 4-дверный седан и хардтоп и 5-дверный универсал.
|
Фото с сайта conceptcarz.com |
|
Фото с сайта http://smclassiccars.com |
|
Фото с сайта http://atxcarpics.com |
|
Фото с сайта http://atxcarpics.com |
|
Фото с сайта cardomain.com |
|
Фото с сайта flickr.com |
|
Фото с сайта flickr.com |
Понтиак традиционно не обошёл вниманием тех, кто любит погорячее, и вновь предоставил им пакет опций 2+2. Базовым был 421-й двигатель мощностью 338 л.с., опционально - версии Tri-Power (353 л.с.) и HO Tri-Power (376 л.с.). Кроме, собственно, двигателей помощнее, покупатели получали усиленные стойки и пружины, двойной выхлоп, спортивные сиденья, дополнительные хромированные декоративные элементы на кузове и на двигателе. Понтиак предоставлял выбор из нескольких трансмиссий: 3-ступ. МКПП с Хёрстовским переключателем, 4-ступ. МКПП Muncie либо 3-ступ. АКПП Turbo Hydramatic. 4-ступ. МКПП также полагалась специальная приборка с тахометром. Стоило это всё недёшево: базовый 2+2 добавлял 418 долларов к цене обычной Catalina. Опция Tri-Power стоила ещё 307 долларов, HO Tri-Power – 410 долларов. 2+2 выпускались только в виде 2-дверных хардтопов и кабриолетов.
|
Фото с сайта pontiacsonline.com |
|
Фото с сайта pontiacsonline.com |
В 1966 году Catalina слегка обновили. Автомобили получили новую решётку радиатора, задние фонари и приборку. Кроме этого, передние крылья немного продлили, чтобы полностью интегрировать в них фары. Оснащение осталось прежним за исключением того, что из списка опций убрали 389 Tri-Power. Также в 1966 году в линейку вернулась люксовая модель «Ventura» с эксклюзивным интерьером.
|
Фото с сайта carsforsale.com |
|
Фото с сайта carsforsale.com |
Версия 2+2 в этом году вышла из разряда «пакетов опций», став полноценной комплектацией. Внешне от обычных Catalina она отличалась тремя воздуховодами на боках сразу за дверями, а также шильдиками «2+2» и «Pontiac 421». Выбор двигателей остался прежним.
|
Фото с сайта carsforsale.com |
|
Фото с сайта carsforsale.com |
|
Фото с сайта carsforsale.com |
В 1967 году автомобиль пережил глубокий фейслифтинг. Появился фирменный «клюв» на радиаторной решётке, двухэтажные фары, разделённые широкой хромированной планкой, L-образные фонари, утопленные дворники (впервые в серийном американском авто), руль и рулевая колонка, поглощающие энергию при ДТП, и многое другое. Дальнейшее развитие получила крыша типа фастбэк на 2-дверных хардтопах.
Изменения произошли и в комплектациях. Старые двигатели канули в Лету: теперь покупатели могли выбирать между 400 и 428 двигателями. Базовый 400-й с МКПП выдавал 265 л.с. Столько же выдавала версия с АКПП, настроенная под обычный бензин. 400-й с АКПП, настроенный под высокооктановый бензин, мог похвастаться уже 290 л.с. Опционально предлагались 400-й с 4-камерным карбюратором мощностью 325 л.с., 428-й с 4-камерным карбюратором мощностью 360 л.с. и 428 HO мощностью 376 л.с. Опция Tri-Power была убрана из линейки, так как GM решила, что три карбюратора должны быть эксклюзивной фичей Корвета.
|
Фото с сайта carsforsale.com |
|
Фото с сайта carsforsale.com |
Понтиак продолжил предлагать и версию 2+2 с 428-ми двигателями: базовый 428 с 4-камерным карбюратором мощностью 360 л.с. и 428 HO мощностью 376 л.с. Однако в это же году Понтиак снял с производства 2+2 из-за низкого интереса публики, заметно сместившегося в сторону масл-каров, для которых Catalina была несколько великовата.
|
Фото с сайта conceptcarz.com |
|
Фото с сайта conceptcarz.com |
1968 год принёс небольшой фейслифтинг. Двухэтажная передняя оптика ушла в прошлое: теперь 4 фары располагались горизонтально. «Клюв» радиаторной решётки был ещё более выражен, равно как и L-образные фонари. Автомобили получили обновлённый салон, габаритки на крыльях и (с 1 января 1968) новые ремни безопасности. Также были обновлены характеристики некоторых двигателей: 400-й с 4-камерным карбюратором теперь мог в 325 л.с., стоковый 428 выдавал 375 л.с., а 428 HO – 390 л.с.
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
1969 год и вновь фейслифтинг. Теперь остриё «клюва» было не хромированным, а окрашенным в цвет кузова, оно визуально разделяло хромированную радиаторную решётку. Машины также получили увеличенную колёсную базу и лишилась форточек в передних дверях. Универсалы комплектовались новой задней дверью, которая могла открываться вбок как обычная дверь или откидываться вниз как борт. На 9-местных версиях стекло задней двери снабжалось сервоприводом.
|
Фото с сайта flickr.com |
|
Фото с сайта flickr.com |
В 1970 году автомобили пережили серьёзный фейслифтинг, предвосхищавший рестайлинг следующего года. Catalina получила решётку радиатора а-ля Pontiac Grand Prix и новые задние фонари, интегрированные в бампер. К уже известным двигателям добавился 350-й V8 мощностью 255 л.с., а на верхушке линейки расположились новые 455-е двигатели: стоковый мощностью 360 л.с. и 455 HO мощностью 370 л.с. К уже известным коробкам добавилась 2-ступ. АКПП Turbo Hydramatic 300.
|
Фото с сайта flickr.com |
|
Фото с сайта flickr.com |
|
Фото с сайта flickr.com |
Можно долго рассуждать о том, насколько хороша была эта модель в общем контексте Понтиака: всё же потребительский интерес уже смещался в сторону масл-каров. Catalina, даже с заряженной опцией 2+2, не могла тягаться с ними, поэтому в итоге и сняли с производства 2+2. Однако сам за себя говорит тот факт, что GMовская B-платформа этого поколения официально занимает четвёртое место среди самых продаваемых автомобилей в истории, уступая лишь Жуку (не Ниссану), Форду Т и Фиату 124 с его советскими и не только родственниками, и Catalina внесла значимый вклад в эту популярность.
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
|
Фото с сайта oldparkedcars.com |
Сергей Зенков,
Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
- 1964, 1965, 1966, 1967 Pontiac Catalina 2+2 (http://auto.howstuffworks.com)
- 1965-'66 Pontiac Catalina 2+2 (www.hemmings.com)
- Pontiac Catalina (https://en.wikipedia.org)
- Pontiac Catalina (oldride.com)