«Завоевание мира» Советскими автомобилями, в начале 60-х годов, началось с продажи за рубеж автомобилей ГАЗ и Москвич. К 1965 году Советские легковые автомобили отправлялись уже в три десятка стран, включая Афганистан, Кубу, Вьетнам и Ирак, а так же дюжину стран Африки. Параллельно началось постепенное завоевание Европейского рынка. Главной «ударной силой» на внешних рынках был избран Москвич.
По сравнению с ГАЗ-21 Москвич был менее выносливый, слабо пригодный для работы в такси и пользовался невысоким спросом среди Государственных служб, но благодаря низкой цене мог найти немало покупателей за границей. В благоприятном климате Европейских стран Москвичи зарекомендовали себя как вполне надежные автомобили и пользовались хорошим спросом.
В 1963 году, с появлением нового поколения Москвичей, их популярность за рубежом только возросла. «Москвич-408» стал самым продаваемым автомобилем в Финляндии в 1965, 1966, 1968 годах! В это время продажа автомобилей за рубеж уже становится хорошим источником иностранной валюты для СССР. Специально для экспортных поставок в нашей стране была создана крупная внешнеторговая организация, названная «Автоэкспорт». Она объединила под своим крылом практически все марки отечественной техники – легковых и грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники. С 1965 года «Автоэкспорт» издает рекламные проспекты на нескольких иностранных языках.
Впервые Мировая общественность увидела «Москвич-408» на автошоу в Лондоне, в 1964 году.
В разных странах «Москвич-408» продавался под разными названиями, такое количество имен не получал больше ни один Советский автомобиль. В странах Северной Европы «408-й» продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Германии — как Moskwitsch. В Финляндии — как Moskvitsh Elite и Elite de Luxe (в зависимости от комплектации). В Болгарии модель собиралась под обозначением «Рила» 1400, в Бельгии был известен как Scaldia 1400 или Scaldia Elita.
Такое разнообразие имен объясняется тем, что компания Peugeot еще в 40-х годах ХХ века запатентовала за собой право использовать трехзначный индекс
с нулем по центру. Поэтому для внешних рынков Советским работникам торговли пришлось придумывать новые названия для модели «Москвич-408».
Крепко устоялось мнение, что если у «Москвича» четыре фары, то это экспортный вариант, а если две, то это автомобиль для внутреннего рынка. Но это неверная информация! Покупатели в Европе могли выбирать между двух- и четырех-фарной системой освещения.
Экспортные версии однозначно отличались улучшенной отделкой, двухцветным оформлением салона, окраской в импортные эмали, фарами с европейским светораспределением, оранжевыми стеклышками на передних поворотниках.
Автомобили оснащались 4-х цилиндровым двигателем объемом 1357 см3, мощностью 60,5 л.с. и 4-х ступенчатой механической коробкой передач.
Дилеры на местах также дорабатывали машины. Обычно они от себя добавляли хромированные колпаки на диски, дополнительные надписи, молдинги по периметру машины и на капоте, радиоприемники и магнитолы.
В середине 60-х годов завод «Москвич» поставлял за границу примерно половину своей продукции (в отдельные годы до 55%!). И это в условиях сильного дефицита легковых автомобилей в самом Советском Союзе. Ижевский автозавод, запущенный в 1966 году как "двойник" АЗЛК, строился с учетом расширения экспортных поставок «Москвичей». Производственное оборудование для "Ижмаша" было поставлено при активном участии французского концерна Renault...
В середине 1960-х годов одной из главных задач для «Автоэкспорта» стоял поиск новых рынков сбыта. Оценив неплохие успехи в Египте и Ираке (в сумме продано почти 2,5 тысячи машин в 1966 году), Советские машины стали поставлять в другие государства Ближнего Востока – Саудовскую Аравию, Ливан, Иорданию и Йемен.
Однако далеко не во всех странах продажи автомобилей были прибыльными: иногда затраты на доставку машин перекрывали всю возможную прибыль. В самом конце 60-х годов «Автоэкспорт» провел оптимизацию продаж. В частности, в 1969 году свернули экспорт в Индонезию и Пакистан и некоторые страны Африки. В том же году Советские машины уехали лишь в 8 африканских стран, не считая Египта. Но не всегда экономические причины были определяющими: к примеру, в том же 1969 году поставки наших автомобилей в Китай полностью прекратились в связи с сильным ухудшением советско-китайских отношений. Одновременно нечто подобное произошло и с Ираном.
В это же время СССР переключает свое основное внимание с Востока на стабильный и благополучный Запад: во второй половине 60-х годов Советские машины продолжают постепенно продвигаться на крупнейшие Европейские рынки: в ФРГ, Великобританию, Францию, Нидерланды. Во многих из этих стран появились собственные, независимые от "Автоэкспорта", фирмы по продаже Советских легковушек.
На автосалоне в Лондоне в октябре 1965 и 1966 годов выставлялись «Москвич-408» от фирмы «Томпсон и Тейлор». Кроме того, созданное в 1964 году советско-бельгийское предприятие Scaldia-Volga - очень быстро получило известность за счет того, что не просто продавало Волги и Москвичи за рубеж, а предварительно дорабатывало их.
«Москвичи» частично собирались в Бельгии из присланных из СССР машино-комплектов. Вскоре предпродажная подготовка Советских машин, пусть и не такая масштабная, стала проводиться практически во всех Европейских странах. Болгарский завод Balcancar, осенью 1966 года начал выпуск автомобилей «Москвич-408» из Советских машино-комплектов. Изначально масштабы были невелики (не более 3 тысяч машин в год), но в последствии объемы производства значительно выросли.
«Москвич» можно было приобрести в нескольких вариантах исполнения кузова – седан, универсал (Moskvich - 426).
Универсал не мог похвастаться высокими показателями по перевозке грузов – от 100 кг (при 4 пассажирах в салоне) до 250 кг (при отсутствии пассажиров), но этого вполне хватало для домашних нужд большой семьи.
Фургон - «Moskvich – 433», выпускался в 3-х дверном цельнометаллическом кузове. Салон рассчитан на водителя и одного пассажира. Масса перевозимого груза – до 400 кг.
В начале 70-х годов за рубежом начала меркнуть звезда Московского автозавода – прежде всего, от отсутствия новинок. Ведь «Москвич-408» выпускался уже с 1963 года. Появление в конце 60-х годов более мощного «Москвич-412» не слишком добавило популярности марке, ведь внешне и внутренне автомобиль изменился незначительно.
В начале 70-х, в Европе в моду входили ровные плоскости, «Москвич-412» выглядел уже устаревшим и продажи пошли вниз. Зато вырос спрос на «Москвичи» внутри страны: 75-сильный двигатель нового «Москвич - 412» повысил интерес со стороны государственных служб СССР – милиции и здравоохранения.
В 1976 году «Москвич» выпустил новую модель автомобиля – «Москвич-2140».
Автомобиль был оснащён отвечавшими международным стандартам передними дисковыми тормозами и вакуумным усилителем. Система световой сигнализации пополнилась аварийной сигнализацией; стоп-сигналы и указатели поворотов днем горели более ярко, ночью же для предотвращения ослепления водителей сзади идущих машин они светились послабее. Переход же на ночной режим происходил автоматически при включении наружного освещения.
Но модель «2140» позволила поддержать продажи за рубежом лишь на несколько лет. Увы, для Москвича это достижение стало скорее лебединой песней – в конце 1970-х продажи этих машин за границу стремительно упали. К 1981году на экспорт отправлялись не более 5 тысяч машин. В начале
восьмидесятых на западноевропейском рынке эти машины выглядели уже безнадежно устаревшими.
Автор – Евгений Грицуков.
Источники использованных в статье материалов:
1. Рекламные брошюры AVTOEXPORT USSR.
2. https:// /ru.wikipedia.org/wiki/Москвич_(завод)