К основному контенту

Минитракинг




Итак, что же такое минитракинг? Минитракинг есть направление в автокультуре, специализирующееся на тюнинге/стайлинге мини траков. Здесь нужно не путать американское понятие "мини трак" с японским "мини трак"/"кей-трак". У японцев это небольшой развозной грузовичок, длиной не больше 3.4 м (по стандартам 1998 года). Кабина, как правило, расположена над двигателем, чей объём не превышает 1 л.

В Америке такие машины мало распространены, потому что проходят по федеральным стандартам всего в нескольких штатах, да и то с ограничениями. В Штатах под минитраком понимают компактный грузовой автомобиль, как правило традиционный пикап. Они имели сравнительно малое распространение, потому как находились примерно на стыке легковых пикапов (Ранчеро и Эль Камино) и полноразмерных грузовых пикапов Большой Тройки. По большому счёту, представлен сегмент был такими авто, как Ford Courier и Chevrolet LUV. Однако к концу 1970-х американский рынок стало затапливать потоком компактных пикапов из Японии. В это время в сегменте мини траков появилась ещё пара американских моделей – Chevy S-10 и Ford Ranger – однако у японцев всё равно предложение было шире. Так или иначе, но именно эти машины и составили проектную базу на заре минитракинга.

Фото с сайта themotorreport.com.au
Фото с сайта carsforsale.com


Началось всё в Южной Калифорнии (что, в принципе, неудивительно), во времена топливного кризиса 1973 года. Подрастающее поколение тоже хотело выделиться, делать что-то стильное, но что? Топливный кризис сделал традиционные масл-кары, хот-роды и лоурайдеры весьма дорогим удовольствием, да и сами машины были далеко не дёшевы. И вот тут-то на американском рынке появляются компактные грузовые пикапы – Ford Courier и Chevrolet LUV, а чуть позже и их японские аналоги. Стоили такие машины недорого, а 4-цилиндровые двигатели были весьма кстати с учётом роста цен на бензин. Конечно, минитракинг был довольно смелым решением: одно дело взять побитый жизнью Форд или Шеви и начать его кастомить, и совсем другое – купить новую машину в салоне и приняться пилить раму и полы. Однако настоящих энтузиастов своего дела это не останавливало. Начиналось всё довольно прозаично – максимально занизить машину, да так, чтоб рама скребла по асфальту. Естественно, в условиях отсутствия какого-либо рынка тюнячек для таких машин придумывать технические решения приходилось на ходу (об этом будет сказано ниже). Время шло, стиль расширялся. За какие-то полтора десятка лет минитракинг распространился по Штатам. К концу 1980-х минитраки были на пике популярности – небольшие тюнингованные пикапы можно было наблюдать повсюду.

Фото с сайта stanceiseverything.com
Фото с сайта stanceiseverything.com


Собственно, автомобили, с которых всё и началось. Популярные и каноничные – японские пикапы, в больших количествах поставлявшиеся на американский рынок Тойотой, Ниссаном, Маздой, Мицубиси и Исудзу. Здесь стоит отметить такие знаковые автомобили, как
  •  Toyota Hilux
Фото с сайта trucktrend.com
Фото с сайта trucktrend.com


  •  Nissan 620/720/D21
Фото с сайта trucktrend.com
Фото с сайта trucktrend.com

  •  Mazda B-Series (близнец Форда Курьер)
Фото с сайта trucktrend.com


  •  Mitsubishi Triton (в США больше известен как Mighty Max)
Фото с сайта trucktrend.com

  •  Isuzu Faster (в США просто Isuzu Pickup) и его близнецы Holden Rodeo и, внезапно, Chevrolet LUV.
Фото с сайта trucktrend.com


К каноничным американским (ну или не совсем) мини-тракам можно отнести следующие модели:

  •  Ford Courier
Фото с сайта trucktrend.com

  •  Chevrolet LUV
Фото с сайта trucktrend.com

  •  Ford Ranger
Фото с сайта trucktrend.com

  •  Chevrolet S-10/GMC Sonoma (S-15).
Фото с сайта trucktrend.com


Один из главных атрибутов минитракинга – низкая посадка. Максимум крутости – если рама скребёт по асфальту. И вот здесь пионеров минитракинга поджидала проблема – тюнячек на такие машины не было. Заводские запчасти – пожалуйста, тюнячек – нет. Поэтому приходилось прибегать к различным техническим ухищрениям: нагревать рессоры, переворачивать их, убирать совсем, пилить пружины, пилить раму, ставить маленькие лоурайдерские колёса и т.д. Правда, об особом комфорте с такой подвеской речи не шло – машина была жёсткой и чуть ли не подпрыгивала на любой кочке.

Фото с сайта stanceiseverything.com
Фото с сайта layitlow.com


Однако минитракеры заимствовали из лоурайдинга кое-что большее, чем просто колёса. Бывшая до определённого времени преимущественно лоурайдерской тема с высеканием искр из асфальта пришлась очень по вкусу минитракерам, и они бросились приваривать к раме металлические бруски, чтоб высекать ими искры из асфальта. В общем, всё как у лоурайдеров: небольшие бруски из различных металлов (для разного цвета искр), крепящиеся к раме так, чтобы они могли доставать до асфальта, если опустить машину.

Фото с сайта s10forum.com
Фото с сайта stanceiseverything.com


Время шло, технологии развивались, и прогресс минитракинга не стоял на месте. Появлялись более продвинутые технические решения: кастомные А-образные рычаги, подвеска с 3, 4, 5 рычагами, койловеры, регулируемая пневмоподвеска – множество их. Соответственно вырос и комфорт передвижения на таком авто, да и большие колёса теперь можно было ставить спокойно – с регулируемой подвеской они могли свободно уходить в арки.

Фото с сайта airsociety.net
Фото с сайта airsociety.net


Определённых канонов внешнего вида минитрака не существует. Ранние минитракеры могли ограничиваться покраской и дисками, возможно другими решётками радиатора и декоративными элементами. Более продвинутые кастомайзеры практиковали шейвинг – убирание дверных ручек, замков, всех выступающих деталей, иногда даже фонарей с заменой их на что-нибудь неродное/кастомное. Верх крутости – кастомные крепления дверей, капота, борта/кузова. Такие переделки требовали большого количества времени, денег и хороших навыков кастомизации, к тому же и специфических запчастей именно для мини траков было сравнительно мало, но результат стоил затраченных сил и средств...

Фото с сайта pinterest.com
Фото с сайта pinterest.com


Со временем появились специализирующиеся в этой отрасли компании, предложение расширилось, а вслед за ним – и разнообразие внешнего оформления минитраков. Всё чаще и чаще стали ставить диски дюймов эдак на 20 (или сколько влезет в арки) на низкопрофильной резине, двери каретного типа, нестандартную оптику и декоративные детали, мощные аудиосистемы и так далее. Варианты окраски варьировались и варьируются от строгих однотонных или рет-родовских до вырвиглазных оттенков с разнообразной аэрографией. В этом плане минитракинг является весьма демократичным, успешно совмещая в себе черты других стилей.

Фото с сайта trucktrend.com
Фото с сайта trucktrend.com


Двигатели тоже зачастую подвергаются тюнингу, хотя это и не обязательно. Некоторые ограничиваются хромированными деталями и крутыми фильтрами на впуске, некоторые лезут глубже. Распространены свапы, причём опять же, воткнуть можно что угодно. Кому то хочется иметь в своём минитраке урчащий V8, кто-то предпочитает японские двигатели (JZ, например, ага, куда же без них). Известны и довольно экстремальные свапы, например – тойотовский 152Е (гоночная версия 18R-G), раскручивающийся до 9000 об/мин, поставленный в Hilux 1972 года.

Фото с сайта speedhunters.com
Фото с сайта speedhunters.com


Время не стоит на месте, минитракинг развивается, и границы понятия «каноничный проект» размываются (если, конечно, они вообще когда-либо существовали применительно к этому стилю). Появляются новые автомобили типа Toyota Tacoma, которые прочно занимают свою нишу в минитракинге. С другой стороны, и сам минитракинг постепенно распространяется на более крупные машины, в частности – полутонники Большой Тройки – Ford F150, Chevy C10/Silverado, Dodge Ram 1500 – в том числе и крю кэбы. Появляются и совсем нестандартные проекты: SUV’ы, небольшие пикапы середины XX века, большие пикапы вплоть до серьёзных грузовых Интеров и так далее.

Фото с сайта trucktrend.com
Фото с сайта trucktrend.com


А как же обстоит дело с минитраками сейчас? Несколько лет назад по Интернетам (да пожалуй и не только) ходили слухи, что минитракинг как стиль успешно потратился, Minitruckin’ Magazine (да-да, у минитраков есть свой журнал) скончался, и вообще на минитраковой сцене всё очень плохо. Однако это не совсем так. Пожалуй, автомобильная сцена просто пресытилась минитраками, и, конечно, они уже не появляются в таких количествах, как, скажем, 30 лет назад, когда они были буквально повсюду. Однако, покуда есть энтузиасты, будет жив и стиль. Может, он распределён неравномерно географически (ходят слухи, что в континентальных Штатах их уже сравнительно немного, а, скажем, на Гаваях – пруд пруди), однако он существует, и новые проекты появляются с завидной регулярностью. Причём эти проекты далеко не всегда повторяют устоявшиеся решения – зачастую это смелые эксперименты как в выборе базы проекта, так и в его реализации. Журнал Минитраков, кстати, вполне себе функционирует в электронном виде (здесь http://www.trucktrend.com/mini-truckin-magazine и в фейсбуке), а параллельно ведёт свою работу виртуальный Зал Славы Минитракеров (http://minitruckhalloffame.com), который вот уже несколько лет рассказывает о выдающихся людях из минитракерской тусовки.

Фото с сайта speedhunters.com


Сергей Зенков, Wreck Yard.

Текст написан по материалам:
1. Kei truck (en.wikipedia.org)
2. Mini truck (urbandictionary.com)
3. Mini Truck Hall of Fame (minitruckhalloffame.com)
4. Mini Truckin’ Magazine (trucktrend.com/mini-truckin-magazine)
5. Mini Truckin’ Magazine Is Gone (minitruckscene.com)
6. Minitruck modifications (en.wikipedia.org)
7. West Coast Influence (trucktrend.com)
8. What Happened To Mini Trucks? (jalopnik.com).





Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн