К основному контенту

Chevrolet Cosworth Vega '75



Chevrolet Vega стал первым «компактом» марки, ответом на экспансию крошечных японских автомобилей. К сожалению, попытка создать небольшой автомобиль оказалась неудачной – консервативные покупатели подозрительно отнеслись к 4.3-метровому автомобилю Шевроле, а когда начались проблемы с моторами и вовсе охладели к подобной технике.





Фото с сайта autowp.ru



Ахилессова пята «Веги» – её двигатель с алюминиевым блоком, который был склонен к перегреву, что приводило к смешиванию масла и воды, по сути приводя к полному уничтожению. К тому же 70-сильный мотор объемом 2.3 литра был не самым динамичным. Требовалось серьезное вмешательство, и мотористы концерна попросили помощи у своих коллег из-за океана.

Фото с сайта autowp.ru


Уже в марте 1970 года Джон ДеЛореан, бывший в те годы вице-президентом концерна GM, отправил главного конструктора отдела двигателей компании Chevrolet Келвина Уэйда в Англию, чтобы найти компанию, готовую помочь в разработке более мощного двигателя. В результате переговоров удалось добиться заключения договора с известной компанией Cosworth, в те годы уже набившей руку в разработке высокофорсированных гоночных моторов. В компании разработали гоночный двигатель, в основу которого лег расточенный блок цилиндров от «Веги». Project EA при объеме два литра выдавал 260 л.с. В первых же заездах болиды Chevron и Lola завоевали победу в своем классе. Обкатав мотор в суровых гоночных условиях, специалисты Cosworth занялись проработкой «гражданской» версии.

Получивший индекс Chevrolet-Cosworth Z09 двигатель имеет идентичный объем цилиндров, ход поршня и диаметр клапанов, но лишился системы смазки с «сухим» картером. Помимо этого, капризный механический впрыск топлива Lucas заменили на управляемый компьютером, американской фирмы Bendix, что позволило улучшить программу управления на более широких настройках, а также уложиться в строгие американские
требования по снижению вредных выбросов. Выполненный полностью из легких сплавов, он получился на 27 кг легче блока «обычной» Веги. Впервые, в практике американского серийного двигателестроения два распределительных вала разместили в головке блока. Каждый вал имел пять подшипников и приводился в вращение с помощью ремня из усиленной стекловолокном неопреновой резины. Точно такие же приводные ремни установили и для водяного насоса с вентилятором. Инженеры Cosworth подвергли внутренности мотора серьезным изменениям, усилив под возросшие нагрузки. Так, поршни с плоским днищем были выполнены из кованого алюминия, седла клапанов стали чугунным, а коленвал вместе с шатунами ковался из термоупрочненной стали. Обеспечить более свободный выхлоп был призван равнодлинный коллектор и выпускной тракт, сваренные из нержавеющей стали.

Фото с сайта chevyvega.wikia.com


Однако это был не предел, на заводских испытаниях один из моторов, оснащенный двумя карбюраторами Holley, развил 170 л.с. В 1972 году в день Пасхи президент концерна Эдвард Коул провел сравнительный тест-драйв переспективных «заряженных» модификаций Chevrolet Vega, среди которых вместе с доработанной версией Cosworth участвовал прототип с полностью алюминиевым двигателем V8. Последний, к слову, оказался слишком тяжел для компактной машины, поэтому «зеленый свет» получила Cosworth Vega. После одобрения, была построена партия из 12 автомобилей, испытания которых заключались в изучении работы двигателя в различных условиях на износ и соответствие требованиям по ограничению вредных выбросов.

Фото с сайта chevyvega.wikia.com


В 1973 году компания начала рекламную кампанию в прессе. Специально для журналистких тестов были построены два автомобиля с двигателем мощностью 140 л.с., один из которых попал на испытания журнала «Car and Driver», где журналисты хвалили хорошие динамические характеристики и управляемость опытной машины. На тестах Cosworth Vega показал впечатляющую для компактных автомобилей скорость в 196 км/ч. После публикации, дилеры Chevrolet начали получать большое количество запросов на
покупку машины, появились и первые предзаказы. Проект получил увеличенное финансирование.

Фото с сайта chevyvega.wikia.com


В январе 1974 года начались сертификационные испытания автомобилей. В апреле того же года две машины проехали уже свыше 40 тысяч километров, однако, из-за прогара выпускных клапанов выбросы вредных веществ оказались заметно выше допустимых норм. По правилам сертификации требовалось заново начать тестовый пробег срок на 5 месяцев. Для подготовки к более строгим стандартам по выбросам, начавших действие в 1975 году, потребовалось изменить программу управления двигателем, а также добавить нейтрализатор и систему рециркулиции отработавших газов, что привело к падению мощности. В результате удалось снять с 2-литрового мотора 110 л.с. при 5600 об/мин и крутящий момент равный 145 Нм при 4800 об/мин. Прогорание выпускных клапанов предотвратили с помощью неэтилированного бензина и доработанной системы зажигания. Внутренние требования марки Chevrolet предписывали работу двигателя при полной нагрузке в течение 200 часов. Двигатель Cosworth выдерживал свыше 500 часов, причем безболезненно переносил существенное увеличение максимальных оборотов. В отличии от двигателя обычной «Веги» красная зона тахометра сместилась с 5000 до 6500 об/мин, причем однажды на испытаниях мотор раскрутили до 9400 об/мин. В сентябре 1974 года доработанные машины начали новый сертификационный пробег, без проблем закончившийся в январе 1975-го.

Уже в марте того же года Cosworth Vega получила заветный допуск на дороги штатов. Портфель заказов на заряженную модификацию был сформирован уже давно, поэтому производство машины было начато почти сразу после получения разрешения. Каждый двигатель собирался вручную командой из двух-трех мотористов, в так называемой «чистой комнате» завода города Тонаванда в штате Нью-Йорк, где изначально планировалась сборка полностью алюминиевой «восьмерки» ZL1.

Фото с сайта momentcar.com


Всего за день собиралось 30 двигателей, которые потом переправлялись на завод в Лордстауне, где проводилась сборка автомобиля. Интересный факт: было построено заведомо больше двигателей, чем оказалось нужным – использовали только 3508 из 5000 собранных, а около 500 из них впоследствии были переплавлены. Под стать двигателю пересмотрели и ходовую часть. В паре с двигателем работала 4-ступенчатая механическая коробка передач Muncie, момент через карданный вал от Chevrolet Monza которую передавался на задние колеса, причем в качестве опции был доступен и дифференциал повышенного трения. Задний мост, подвешенный на листовых рессорах, также использовали от Монцы, а переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах позаимствовали у оспортивленной модификации Vega GT, правда дополнив её увеличенными в диаметре стабилизаторами, более жесткими пружинами и амортизаторами.

Фото с сайта autowp.ru


Все 2061 выпущенные в 1975 году Cosworth Vega были окрашены черным акриловым лаком, разбавленным виниловым графикой золотого цвета на капоте, дверях, крыльях и багажнике. Еще одним отличием стала надпись «Cosworth Twin Cam» на передних крыльях, а также литых алюминиевых дисках, выкрашенных в золотой цвет, которые позаимствовали у британского MG, и обутых в радиальные шины BR70-13 BSW. Эксклюзивным для машины стал и интерьер: сиденья с перфорированной виниловой отделкой можно было по заказу отделать и тканью. Еще одним отличием машины новая панель приборов, отделанная металлом, на которой разместили позолоченную табличку с порядковым номером и размеченным до 8000 об/мин тахометром. Отделанное черной кожей рулевое колесо в центре имело фирменную эмблему марки Cosworth.



Фото с сайта autowp.ru


Рестайлинг «компакта» в 1976 году внес изменения и в модель Cosworth. Стилисты Chevrolet изменили решетку радиатора, появились люк в крыше и новые трехцветные задние фонари, а для самого кузова увеличилась гарантия на защиту от сквозной
коррозии. Вместо одного черного цвета, для новой Веги стала доступная палитра из 8 оттенков: Antique White, Dark Blue Metallic, Firethorn Metallic, Mahogany Metallic, Dark Green Metallic, Buckskin, Medium Saddle Metallic и Medium Orange. В салоне помимо отделки черным винилом добавили светлые тона, появился кассетный проигрыватель формата Tape 8. Двигатель остался неизменным, а вот по заказу стала доступна 5-ступенчатая "механика" от Borg-Warner. Уже в ноябре 1975 года было принято решение о прекращении выпуска после 1976 года из-за высокой, по меркам "компактов" стоимости. Всего за 1976 год было выпущено 1447 автомобиль, последний из которых цвета Mediun Saddle Metallic был доставлен дилеру в Кливленде.


Дмитрий Лаврёнов




Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн