Разработка нового поколения Фалькона началась ещё в 1993 году. Что интересно, Форд изначально рассматривал возможности замены автомобиля на рынке на какой-нибудь другой автомобиль своего концерна, в том числе и на Мазду 929. Тем не менее, эти варианты были отклонены ради сохранения австралийских рабочих мест, а также потому что австралийцам были нужны хорошие возможности для буксировки, так что к 1998 году всё же был разработан новый автомобиль.
Он был чуть шире и выше, чем его предшественник, но в то же время немного короче и легче. При этом, однако, была значительно повышена жёсткость кузова. Помимо этого. Форд внедрил на Фалькон несколько новых опций типа независимой задней подвески (IRS), механизма изменения фаз газораспределения (VCT), системы, позволявшей отключать часть цилиндров при проблемах с охлаждением и т.д. Основным конкурентом автомобиля оставался Holden Commmodore.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Дизайн автомобиля был выдержан в инновационном фордовском стиле «New Edge», который по замыслу Форда должен был привлечь к машине молодёжь. В итоге, правда, мнение публики разделилось, и многие предпочли более консервативный и органичный дизайн Холдена. Тем не менее, новый дизайн дал машине хорошие аэродинамические показатели - Cd=0.29 для седана и 0.34 для универсала.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Не отставая от своего основного конкурента, Фалькон предлагал широкую линейку комплектаций, некоторые из которых продавались как субмодели, не имея в названии слова «Falcon». Базовой была версия Falcon Forté. Она комплектовалась рядной шестёркой Intech - 210 л.с. и 357 Нм – и двумя коробками на выбор: 5-ступ. МКПП и 4-ступ. АКПП. В качестве опции был доступен 4.9-литровый Windsor V8 - 235 л.с. и 395 Нм. Автомобиль выпускался в кузовах 4-дверный седан и 5-дверный универсал и предназначался в основном для молодёжи и корпоративных клиентов.
|
Falcon Forté. Фото с сайта carsales.com.au |
Появившийся чуть позже остальных Falcon S планировался как недорогая спортивная версия обычного Фалькона. От Forté его отличали решётка радиатора в цвет кузова, литые диски, задний спойлер, спортивная подвеска, соответствующие декали на кузове, ограниченный выбор цветов и только один кузов – седан. Двигатель и коробки были теми же, что и у Forté.
|
Falcon S. Фото с сайта carsales.com.au |
Falcon Futura (привет из 1950-х) позиционировался как семейная версия Фалькона. Кузова и двигатель те же, что у Forté, коробка только одна – 4-ступ. АКПП, зато больше базового оснащения: ABS, круиз-контроль, цифровые часы и т.д. Внешне модели отличались литыми дисками и решёткой радиатора в цвет кузова.
|
Falcon Futura. Фото с сайта carsales.com.au |
Fairmont (без слова Falcon) – бюджетный люкс. Тот же 6-цилиндровый Intech, кузова седан и универсал. Отличался он деревянными вставками в салоне и эксклюзивной решёткой радиатора и дисками, а также имел различные примочки типа задержки выключения головного света.
|
Fairmont. Фото с сайта carsales.com.au |
Fairmont Ghia. В базе имел уже Intech CVT с системой изменения фаз газораспределения, который выдавал 225 л.с. и 370 Нм. Опционально был доступен Windsor V8. Это была топовая модель неспортивной линейки, и, соответственно, в ней можно было найти почти все доступные Фальконам опции. Машины выпускались только с кузовом седан.
|
Fairmont Ghia. Фото с сайта carsales.com.au |
XR6 – спортивный середнячок. Имел 2 версии рядной 6-ки – HP (220 л.с., 366 Нм) и CVT (231 л.с. и 374 Нм). На машинах в базовой комплектации не было некоторых богатых опций типа круиз-контроля, зато был весьма полезный дифференциал повышенного трения (богатые опции, правда, появлялись в комплектациях покруче).
|
Falcon XR6. Фото с сайта carsales.com.au |
Модели XR стояли несколько особняком от остальных линеек. Они отличались передней частью с 4 круглыми фарами, новым бампером и капотом с низким профилем. Также на все машины можно было заказать обвесы от заводского подразделения Ford Tickford Experience.
Это же подразделение FTE занималось производством ограниченных заряженных серий Фалькона. Таких было две: TE50 и TS50. Обе комплектовались модернизированной версией Windsor V8, которая получила название Synergy 5000. TE50 выдавала 268 л.с., TS50 (с алюминиевой ГБЦ) – 295 л.с. На TE50 ставились 5-ступ. МКПП и 4-суп. АКПП, на TS50 автомат был безальтернативен, зато имел систему ESS, позволявшую переключать передачи кнопками на руле. Машины базировались на Fairmont/Fairmont Ghia и имели схожее оснащение. Внешне они отличались эксклюзивными обвесами и решётками радиатора, небольшими спойлерами и большими колёсами.
|
TE50. Фото с сайта carsales.com.au |
|
TS50. Фото с сайта tseriesclub.org |
Форд не отставал от Холдена и в плане производства традиционно австралийских автомобилей – Ютов. Для них у Фалькона была отдельная линейка, состоявшая из версий XL, XLS, XR6 и XR8. Помимо этого, можно было заказать просто кабину с голым шасси или кузов с откидными бортами.. В этом Фалькон выгодно отличался от своего основного конкурента: у Коммодора кабина и кузов были одним целым, а вот у Фалькона они конструктивно не соединялись. Это позволяло лепить на место кузова всё, что было угодно загадочной австралийской душе, вплоть до кемперов.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
В 1999 году произошёл почти незаметный фейслифтинг: машинам без независимой подвески занизили заднюю подвеску на 24 мм, а в линейке перетасовали варианты оформления салона. В этом же году появилась ограниченная серия Falcon Classic. Она отличалась решёткой радиатора от линейки ютов, двумя подушками безопасности, ABS, круиз-контролем, престижной аудиосистемой, литыми дисками, спойлером и небольшими обвесами, а также ограниченным выбором цветов кузова и салона. Серия предназначалась для повышения интереса публики к Фалькону.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
В 2000 г. машины пережили полноценный фейслифтинг, получив обозначение AU II (Series II). Форд постарался сгладить наиболее спорные элементы дизайна, заменив старую решётку радиатора дешёвых версий, увеличив задний бампер, поправив капоты версий Fairmont и т.д. Компания также поработала над безопасностью: увеличенные тормозные диски, увеличенная жёсткость кузова, передние подушки безопасности в базовом оснащении всех машин линейки и т.д. Это позволило машине получить 3 звезды в краш-тестах по версии ANCAP.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
В линейке остались всё те же комплектации: Falcon Forté, Falcon S, Falcon Futura, Fairmont, Fairmont Ghia, XR6, XR8. Небольшим отличием стала увеличенная мощность V8 в XR8: теперь было доступно 2 версии этого двигателя мощностью 268 л.с. и 295 л.с. В первом случае двигатель выдавал 420 Нм, во втором – 435 Нм. Также была представлена версия intech E-Gas, заточенная под езду на сжиженном природном газе.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Выбор ограниченных серий был расширен. Теперь можно было выбирать среди следующих версий:
X-pack – Falcon Forté c эксклюзивными дисками и спойлером от XR;
SR – модель-замена Falcon S, также на базе Forté, но с ABS;
Futura Classic;
Futura/Fairmont Ghia 75th Anniversary - юбилейная версия в честь 75-летия подразделения Ford Australia;
XR8 Rebel – гоночный обвес, 18-дюймовые диски, руль MOMO и внезапно PlayStation 2.
Ограниченными сериями разжились даже юты. Среди таких можно отметить Tradesman, Sports Edition, Marlin, Pursuit.
В 2001 году Фалькон пережил ещё один фейслифтинг. Внешне машины слабо изменились: отличить их можно было только по чуть более тёмным передним фарам, прозрачным указателям поворотов и зеркалам в цвет кузова. Из линейки моделей убрали версию Falcon S, а также добавили XR6 VCT (мощностью 225 л.с.).Некоторые модели приобрели новое базовое оснащение (Futura – задние электростеклоподъёмники, Fairmont – регулировку водительского сиденья в 6 направлениях, а Fairmont Ghia - то же самое в 10 направлениях + кожаный салон), другие – потеряли базовые ништяки (LSD на моделях XR6 стал опцией, а вся линейка XR перешла на менее крутые базовые аудиосистемы с 4 динамиками).
|
Фото с сайта carsales.com.au |
В этом году добавилась ещё пара лимитированных версий. Например - Falcon XR6 VCT Sprint, которому добавили обвес от прошлогодней версии XR8 Rebel. Ютам добавили версию XR8 Pursuit 250 Utility с 5.6-литровым Windsor V8, подготовленным подразделением FTE (335 л.с. и 500 Нм).
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Эксклюзивной линейке TE50/TS50 также добавили 5.6-литровый Windsor c теми же 335 л.с. и 500 Нм. Машины получили чуть более спартанское оформление салона, зато новые 18-дюймовые диски и окологоночные обвесы, которые придавали автомобилю более спортивный вид. За свою сравнительно недолгую жизнь на конвейере Фалькон успел обзавестись и несколькими концепт-карами. Среди них можно отметить, например, R5 Ute – крю кэб с задними дверями каретного типа, увеличенным дорожным просветом и 295-сильным V8.
|
Фото с сайта wikimedia.org |
Также был представлен спортивный седан Falcon XR8 Xplod: эксклюзивный золотистый окрас, обвес от FTE, спортивные диски, кастомный выхлоп Remus и мультимедийная система Sony Xplod прилагались.
|
Фото с сайта bork.ca |
Кроме этого была парочка купе. Первое - Falcon 300+ - оснащалось нагнетательным 4,6-литровым V8 от Мустанга мощностью 469 л.с.
|
Фото с сайта madwhips.com |
Второе - Arrow coupé – отличалось эксклюзивным оформлением передней части и, по некоторым данным, могло иметь под капотом даже 6,4-литровый V8. При этом есть инфа, что Arrow coupé даже продавались в ограниченных количествах по цене 100-140к австралийских долларов, то есть какой-никакой но серии концепт всё же достиг.
|
Фото с сайта tinypic.com |
|
Фото с сайта photobucket.com |
В целом Фалькон этой итерации не снискал особо большой славы, особенно по сравнению со своим основным конкурентом – Holden Commodore. В основном это было вызвано спорным дизайном, оттолкнувшим часть консервативных покупателей. Тем не менее, Фалькон смог сохранить за собой определённую долю рынка, а юты на его базе пользовались очень обширной популярностью.
|
Фото с сайта flickr.com |
Сергей Зенков, Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. Ford Falcon (AU) (en.wikipedia.org);
2. Review: Ford AU Falcon (1998-02) (australiancar.reviews)
3. Tickford Vehicle Engineering (en.wikipedia.org).