К основному контенту

Ford Model A ’28-31


Америка, 1910-е. Доминирование Форда и его Жестянки Лиззи на автомобильном рынке неоспоримо. Ещё бы: именно этот автомобиль поставил Америку на колёса. Однако времена менялись. Генри Форд считал, что покупателю автомобиля не нужны излишества: главное, чтоб автомобиль его не подводил и служил очень долго, быть может даже всю жизнь.





Именно так и строился Ford T: простой и неприхотливый автомобиль со спартанским оснащением. Однако публика довольно скоро пресытилась таким подходом, чем не преминули воспользоваться другие автопроизводители. К середине 1920-х на рынке стали появляться конкуренты Форда: новые машины от Шевроле, Плимута и т.д. Они уже могли похвастаться ништяками типа мощных (сравнительно) двигателей, гидравлических тормозов, электростартёров, да ещё и внешними примочками и выбором цветов кузова. Форд всячески сопротивлялся каким бы то ни было изменениям в своём детище, тем более косметическим. Конечно, в его команде были и люди, прекрасно понимавшие необходимость изменений, и в первую очередь: сын Форда, Эдсел. Ещё с начала 1920-х годов он убеждал отца в необходимости обновления модельной линейки. Со скрипом, но Форд всё же согласился на фейслифтинг модели Т, и даже на добавление новых цветов кузова, кроме чёрного. Продажи Форда Т всё ещё оставались на высоком уровне (максимум за всё время производства автомобиля был зафиксирован в 1923 году –1.8 млн автомобилей за год), однако конкуренты начинали наступать на пятки. В итоге Эдселу всё же удалось убедить отца, что Модель Т уже устарела, и заводу нужен принципиально новый автомобиль.





Ford T. Фото с сайта mecum.com

Однако Г. Форд и тут всех удивил. 26 мая 1927 года он разослал дилерам секретную телеграмму, где сообщалось, что Форд начнёт производить новый автомобиль. А что последовало за этим? Нет, Форд не начал производство нового автомобиля в этот же день. И в следующий. Он просто закрыл все заводы, закончив тем самым производство Форда Т на отметке в 16,5 млн. автомобилей. Америка чуть ли не сошла с ума: стояли заводы Форда, поставщики и дилеры Форда лишились работы, как и сотрудники его заводов. Но Форда это не особо волновало: ведь он был занят новым автомобилем. Его дизайн он поручил своему сыну, Эдселу, а сам занялся механической частью. Новый автомобиль получил 3,3-литровый двигатель L-head (201 ci) с помпой и водяным охлаждением, который выдавал уже 40 л.с. (в сравнении с 22,5 л.с. у Форда Т) и 174 Нм уже с 1000 об/мин. Он мог разгонять машину аж до 65 м/ч (около 110 км/ч). Автомобиль получил новую систему зажигания, 3-ступенчатую КПП со скользящими шестернями и привычным нам рычагом переключения (у Модели Т был педальный механизм переключения передач), механические барабанные тормоза на всех колёсах, гидравлические стойки амортизаторов. Правда, у машины всё ещё не было топливного насоса: бак был расположен перед моторным щитом, топливо текло в двигатель самотёком.

1928 Ford A. Фото с сайта carsforsale.com
Дизайн автомобиля, как мы уже сказали, был поручен сыну Форда, Эдселу. Он создал автомобиль, выглядевший современно, но в то же время имеющий достаточно характерных фордовских черт. Новый Форд получил крылья, закрывающие колёса, слегка изогнутую планку под фарами, V-образный радиатор (пока ещё не настолько выраженный, как в конце 1930-х годов, однако марка автомобиля угадывалась безошибочно). В салоне появилась привычная нам комбинация приборов управления: газ, тормоз, сцепление и рычаг КПП. Также Форд А стал первым автомобилем с «безопасным» лобовиком – стеклом, которое не разлеталось на мелкие осколки в случае его повреждения.





1928 Ford A. Фото с сайта carsforsale.com
А пока шла разработка новой машины, Америка продолжала бурлить. Новый автомобиль Генри Форда стал, пожалуй, самым ожидаемым событием года. Художники соревновались в эскизах того, каким, по их мнению, будет новый автомобиль, автомобильные фотографы всеми силами пытались запечатлеть хоть кусочек нового автомобиля, но Генри Форд ревностно берёг завесу тайны и почти не тестировал машину на дорогах общего пользования (стоило прототипу появиться на улице, его тут же обступала толпа любопытных). Удача улыбнулась репортёрам лишь двух автомобильных изданий: Automotive Daily News и Brighton Argus.

Салон 1928 Ford A. Фото с сайта carsforsale.com

Так или иначе, разработка близилась к завершению. Период подготовки автомобиля и переоборудования заводов завершился осенью 1927 г. По подсчётам экспертов, такой ход стоил Форду от 100 до 250 миллионов долларов, но, с другой стороны, это помогло взвинтить и без того высокий интерес публики к новой модели. 21 октября был изготовлен пилотный образец, а 2 декабря автомобиль был официально представлен публике под именем Model A, причём сразу в нескольких кузовах. В качестве опций можно было заказать запаску с замком, декоративное оформление передней решётки радиатора, защиту радиатора, зеркало заднего вида, багажный отсек сзади.
Премьера новой машины Форда стала поистине событием всеамериканского масштаба. Форд заявлял, что только в день премьеры машину посмотрели 10 534 992 человека (10% тогдашнего населения США), а за первую неделю – 25 000 000 человек. Вполне вероятно, учитывая, что за прошедшие с анонса машины пол года Форду поступило 125 000 предзаказов на автомобиль, которого ещё даже не существовало – фактически на кота в мешке – настолько велика была вера американцев в Форд. В первые 2 недели производства от дилеров поступило ещё 400 000 заказов на автомобиль. Почти весь первый год заводы Форда работали на выполнение предзаказов и заказов первых двух недель, однако Форд постепенно увеличивал производительность. К середине 1928 года с конвейеров сходило уже 4000 машин в день.

1928 Ford A. Фото с сайта carsforsale.com
Ford A имел большой выбором разнообразных кузовов и их модификаций, причём как от Форда, так и от других кузовных мастерских. Форд создал широкую сеть поставщиков кузовных элементов ещё во времена выпуска Модели Т, поэтому особых проблем с этим у компании не возникало. С другой стороны, Форд жёстко контролировал поставщиков. Менеджер по закупкам Форда А. Уибл требовал от поставщиков предоставления полной бухгалтерской отчётности, определял количество прибыли для каждой компании (как правило, 10%), а периодически даже устраивал соревнования между поставщиками, чтобы посмотреть, кто сможет сделать наиболее дешёвую продукцию. Косяки и попытки увеличить прибыль здесь очень не приветствовались: так, когда вскрылись махинации фирмы Briggs, которая в отчётности завышала цену закупаемой для кузовов стали, Форд просто сталь самостоятельно закупать сталь для Бриггса.

А теперь, собственно, линейка модификаций. В 1928 году она включала в себя:
* 35-A Standard Phaeton;
* 40-A Standard Roadster;
* 45-A Standard Coupe;
* 49-A Special Coupe (от обычного купе отличался тем, что материал крыши спускался вниз до самой линии остекления, образуя некое подобие бокового трима);
* 50-A Sport Coupe (отличался отсутствием окон в задних стойках, вместо них был декоративный элемент);
* 54-A Business Coupe (отличался от остальных Купе крышей и овальной формой окошек в задних стойках);
* 55-A Tudor Sedan;
* 60-A Briggs Fordor LeatherBack Brown Top.

Ford Model 40-A Standard Roadster. Фото с сайта autowp.ru

Ford Model 35-A Standard Phaeton. Фото с сайта wikipedia.org
Одними из основных поставщиков кузовов для Форда были Briggs и Murray. Отличить их кузова можно по форме ветрового стекла: ровное прямоугольное у Briggs, слегка изогнутое в верхней части у Murray.
Фото с сайта macsautoparts.com
Помимо гражданских моделей, выпускалась и коммерческая линейка.
 Она состояла из:
* 76-A Open Cab Pickup (да-да, пикап со складной мягкой крышей);
* 79-A Budd Panel Delivery;
* 82-A Closed Cab Pickup;
* 130-A Budd Deluxe Delivery;
* 135-A Briggs Taxi Cab.

Ford 76-A Open Cab Pickup. Фото с сайта wheelsage.org

Ford Model 130-A Budd Deluxe Delivery. Фото с сайта wheelsage.org

В 1929 году основным изменением стало появление внешних дверных ручек на открытых моделях. Также стала чуть ярче краска и декоративные элементы кузова. Появились и новые модификации:
* 60-A Briggs Fordor LeatherBack Black Top;
* 60-C Briggs Fordor Steelback;
* 68-A Briggs Cabriolet;
* 140-A Briggs Town Car;
* 150-A Briggs Station Wagon;
* 155-A Murray Town Sedan;
* 155-B Briggs Town Sedan;
* 165-A Murray Fordor Sedan;
* 165-B Briggs Fordor Sedan;
* 170-A Briggs Fordor Sedan.

Ford Model 140-A Briggs Town Car. Фото с сайта flickr.com

Ford Model 155-B Briggs Town Sedan. Фото с сайта wheelsage.org
В 1930 году модель А пережила фейслифтинг. Автомобиль получил уменьшенные колёсные диски, что понизило его общую высоту. Также появились новые, более широкие крылья, обновлённое оформление решётки радиатора. Декоративные детали, ранее делавшиеся из никеля, теперь представляли собой комбинацию никеля и нержавейки. Линейка модификаций также обновилась. Почти все модификации 1928 и 1929 годов либо обновились, либо были сняты с производства. Теперь линейка состояла из:
* 35-B Phaeton;
* 40-B Standard Roadster;
* 40-B Roadster Deluxe (отличался дополнительными цветам кузова, боковой отделкой, более низкими опорами лобового стекла и дополнительными фарами, расположенными по бокам перед лобовиком);
* 45-B Briggs Standard Coupe;
* 45-B Briggs Deluxe Coupe (отличался дополнительными цветами кузова, боковой отделкой, салонным освещением и дополнительными фарами, расположенными по бокам перед лобовиком);
* 50-B Briggs Sport Coupe;
* 55-B Tudor Sedan;
* 68-B Cabriolet;
* 140-B Briggs Town Car;
* 150-B Murray Station Wagon;
* 155-D Briggs Town Sedan;
* 165-C Murray Fordor Sedan;
* 170-B Briggs Fordor Standard Sedan;
* 170-B Briggs Fordor Deluxe Sedan;
* 180-A Briggs Deluxe Phaeton;
* 190-A Murray Victoria (новая модификация: вроде бы двухдверный седан, но с дополнительным местом под багаж уже в стоке и с опциями от Делюксовых версий типа дополнительных фар).

Ford Model 45-B Briggs Deluxe Coupe. Фото с сайта wheelsage.org

Ford Model 150-B Murray Station Wagon. Фото с сайта wheelsage.org





Ford Model 190-A Murray Victoria. Фото с сайта wheelsage.org

Коммерческая линейка состояла из:
* 76-B Briggs Open Cab Pickup;
* 79-B Murray Panel Delivery;
* 82-B Closed Cab Pickup;
* 130-B Murray Deluxe Delivery;

Ford Model 76-B Briggs Open Cab Pickup. Фото с сайта wikimedia.org

Ford Model 130-B Murray Deluxe Delivery. Фото с сайта wheelsage.org
В 1931 году автомобиль опять обновили. Model A получила новую решётку радиатора, подножки, а также изменённую, более сглаженную линию крыши на некоторых кузовах. В линейке прибыло ещё несколько модификаций:
* 55-B Tudor Sedan Deluxe;
* 68-C- Briggs Cabriolet;
* 155-C Murray Town Sedan;
* 160-A Briggs Fordor Sedan;
* 160-B Briggs Town Sedan;
* 160-B Murray Town Sedan;
* 160-C Briggs Deluxe Town Sedan;
* 160-C Murray Deluxe Town Sedan;
* 165-D Briggs Fordor Sedan;
* 400-A Murray Convertible Sedan.

Ford Model 400-A Murray Convertible Sedan. Фото с сайта flickr.com.
Добавилось модификаций и в коммерческой линейке:
* 255-A Murray Special Delivery;
* 255-A Murray Travelers Wagon;
* 295-A Briggs Town Car Delivery.

Ford Model 255-A Murray Special Delivery. Фото с сайта mafca.com
Ford Model 295-A Briggs Town Car Delivery. Фото с сайта wheelsage.org
А что получилось в итоге? А в итоге получился автомобиль, который разошёлся многомиллионным тиражом, даже несмотря на Великую Депрессию. Скорее даже, он помог Форду остаться на рынке, пережить то, чего не пережили многочисленные независимые автопроизводители. Производство автомобилей стремительно расширялось: по разным оценкам, за первый год было построено чуть меньше 720 000 машин, а уже 4 февраля 1929 года был изготовлен миллионный Форд А. Однако всё было впереди: Форд последовательно увеличивал производительность заводов, доведя скорость изготовления новых машин до 9200 авто в день к середине 1930 г. Машины к этому времени уже второй год расходились более чем миллионными тиражами, что прекрасно демонстрирует интерес американской публики к автомобилю. Более того, машины производились и в других странах: в Канаде, Аргентине, Дании, Франции, Германии, Великобритании и Японии. Правда, Великая Депрессия всё же давала о себе знать, и после пика продаж в 1929 г. (1 715 100 автомобилей) началось падение. В 1931 году было продано уже меньше миллиона Фордов. Динамика рынка диктовала свои условия: чтобы не обанкротиться, нужно было идти в ногу со временем. Поэтому в 1931 году Форд закончил производство Модели А на отметке в 4 320 446 автомобилей (хотя некоторые утверждают, что их было больше 5 миллионов). Автомобиль сменила на конвейере новая модель – Ford B, уже с V8. Ну а проект Форда А был куплен Советским Союзом и, при помощи Форда, запущен в серию на только что построенном Горьковском автозаводе.

Газ А. Фото с сайта wheelsage.org
А в самой Америке машину постепенно затмевали новые, более мощные и продвинутые автомобили. Вторая слава пришла к ней лишь после ВМВ: Форд А постепенно выдвинулся на лидирующие позиции в сфере винтажных машин, стал одной из любимых машин разных хот- и стрит-роддеров и до сих пор является весьма частым гостем на разнообразных выставках.

Фото с сайта st.hotrod.com

Фото с сайта st.hotrod.com

Фото с сайта pinterest.com

Фото с сайта st.hotrod.com

Зенков Сергей, Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. 1928-1931 Ford Model A Specifications & Identification (macsautoparts.com);
2. 1931 Coupe and Roadster...Identifying a Deluxe Vs. Standard Model? (fordbarn.com);
3. Ford Model A (1927–31) (en.wikipedia.org);
4. Ford Motor Company, 1908-present; Detroit, Michigan (coachbuilt.com);
5. History of the Ford Model A (shayhistory.com);
6. Just how many "Model A's" were made? (ahooga.com);
7. Model A is a smashing but short-lived success (autonews.com);
8. Question about 29 ‘Special’ Coupe (jalopyjournal.com);
9. Special vs standard coupe (fordbarn.com);
10. Standard Catalog of Ford, 1903-2002: 100 Years of History, Photos, Technical Data and Pricing;
11. The History of the Model A 1928-31 (macsautoparts.com);
12. This Day in History, 1927: Ford reveals its Model A to an eager public (hemmings.com);
13. Tudor Sedans (mafca.com);
14. What Is the Difference Between the Standard Coupe and the Deluxe Model A Ford? (ehow.com).


Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн