К середине 1920-х годов фирма Auburn находилась не в самом лучшем состоянии. Послевоенные планы новых владельцев во главе с Ральфом Остином Бардом по возрождению фирмы оказались слишком оптимистичными. В итоге в 1924 году выпуск автомобилей снизился до 6 в неделю, а на складах пылились ещё 700 непроданных машин. Бард был бы только рад избавиться от явно убыточного проекта, а тут как раз под руку подвернулся Корд. Так Корд в конце 1924 года стал владельцем Auburn Automobile Company вместе со всеми непроданными автомобилями. Бывшим владельцам было, по большому счёту, всё равно, что с фирмой будет дальше, а вот Корд взялся за дело с большим энтузиазмом.
Первым делом он принялся за доработку непроданных машин: чуть-чуть занизить крышу, добавить элементов внешнего декора, перекрасить в яркие цвета (все машины были чёрными), и – вуаля – за год Корд распродал все остававшиеся на складах машины. Однако было очевидно, что компания не сможет просто так остаться на плаву; вдобавок к обновлению существовавшей линейки нужно было что-то абсолютно новое: эдакий шоу-стоппер, машина, гарантированно привлёкшая бы внимание к фирме. И вот, пока Корд весьма успешно продвигал Auburn’ы с новыми 4,2-литровыми рядными восьмёрками Lycoming на гоночных трассах, а также применял различные новаторские дизайнерские идеи на серийных машинах, где-то на заднем плане зарождался Speedster’. Но именно ему со временем суждено было стать лицом фирмы.
Фото с сайта conceptcarz.com |
Новый автомобиль появился в 1928 году. Он строился на шасси обычных седанов и имел два варианта колёсной базы: 3175 мм и 3302 мм. С тех же седанов на Speedster были перенесены и два варианта 4,2-литровых рядных восьмёрок: 88 и 115 л.с. (собственно, поэтому машины получили индексы 8-88 и 8-115), а также 3-ступ. МКПП. Тем не менее, автомобиль был достаточно мощным, чтобы заткнуть за пояс конкурентов: даже у Кадиллаков тех лет были двигатели мощностью всего 90 л.с., а про гидравлические тормоза (эксклюзивная фича Auburn’ов) вообще речи не было. Дизайн автомобиля только подчёркивал стремительность и спортивность автомобиля. V-образный лобовик, наклонённый под непривычно острым для тогдашнего американского дизайна углом, максимум наклонных линий и заострённых углов, заострённая покатая задняя часть автомобиля, напоминавшая корабельную корму – всё это придавало машине ощущение стремительности и движения. Автомобили произвели фурор, дополненный скоростными рекордами: в марте 1928 Уэйд Мортон за рулём 8-115 Speedster на Дайтона-бич, Флорида, развил скорость в 108,46 м/ч (173,8 км/ч). В этом же году в Атлантик-сити, Нью-Джерси, Мортон проехал за 24 часа 2033 мили (3271,8 км) со средней скоростью 84,7 м/ч (135,2 км/ч). В таких условиях Корд даже не особо менял машину на 1929 модельный год, ограничившись более мощными двигателями: 96 л.с. и 125 л.с. (машины получили индексы 8-90 и 8-120).
Фото с сайта car-revs-daily.com |
В 1930 году Auburn сделал перерыв в производстве Speedster’ов, однако в 1931 году они вновь появились в модельной линейке. Автомобили получили новые длинные крылья с плавными обводами, а задняя часть ещё больше стала походить на корабельную корму. Новая рама вкупе с использованием 17-дюймовых колёс помогли сделать посадку автомобиля примерно на три дюйма ниже, чем у большинства конкурентов. Speedster’ы имели только один двигатель – 4,4-литровую рядную восьмёрку мощностью 98 л.с. В линейке было две версии: базовая 8-98 и богатая комплектация Custom под индексом 8-98А. Правда, из машин исчезли гидравлические тормоза (вместо них появились механические Steel-draulic от Midland), а также несколько снизилось качество сборки и покраски, но это же позволило удешевить автомобиль до 945 долларов: примерно на уровне Бьюиков и в несколько раз дешевле Паккардов и Кадиллаков. И это во времена Великой Депрессии, когда даже Большой Тройке приходилось напрячься, чтобы остаться в бизнесе. К тому же Корд посылал дилерам такое количество машин, которое было заведомо меньше заказанного ими, утверждая, что у него «на каждый Auburn по два покупателя». Всё это позволило Корду в 1931 году продать рекордные для фирмы 28 000 Auburn’ов (в том числе и Speedster’ов). В 1931 году Auburn в рейтинге американских автопроизводителей по продажам поднялся сразу на 10 мест (с 23 на 13, прирост продаж по сравнению с предыдущим годом – 130%): результат, который, пожалуй, поспорит за значимость даже с рывком Плимута с 8 на 3 место с 57-процентным приростом в продажах.
Фото с сайта hemmings.com |
Великая Депрессия постепенно брала своё, и Корд не был исключением, однако он продолжал бороться. Оставив дизайн машин в 1932 году неизменным, Корд взялся за техническую сторону вопроса. Автомобили получили автоматический стартер Startix, стойки амортизаторов Delco c регулируемой с водительского места жёсткостью, мост Columbia Dual-Ratio с двумя вариантами передаточного числа (спортивное 4,54:1 и экономичное 3,00:1), а бывшая прежде опцией обгонная муфта в КПП стала базовым оснащением. Цены были ещё больше снижены: базовая комплектация Speedster’а 8-100 стоила всего 845 долларов. Однако Корд понимал, что нужно что-то особенное для привлечения покупателей. Таким особенным автомобилем стал Speedster 12-160. Да-да, под капотом стоял 6,4-литровый Lycoming V12, который выдавал 160 л.с. и даже без жидкостей весил чуть меньше 500 кг. Он имел горизонтальные клапаны, чья конфигурация была сходна с применявшейся в тех же годах на V8 у Оклэнда и Понтиака, а также непривычно узкий для того времени угол развала - 45º. Что интересно, такой же угол развала использовался в кадиллаковских V12, что породило дискуссии на тему «был ли и Lycoming V12 производной от изначально 16-цилиндрового дизайна?». В связи с тем, что динамические характеристики выросли, на 12-цилиндровые версии вернулись гидравлические тормоза. При всём этом Корд вновь умудрился сохранить цены на низком уровне: базовый Speedster 12-160 стоил всего 1145 долларов, 12-160А – 1275 долларов. Для сравнения: за 12-цилиндровый Паккард со схожими динамическими характеристиками покупателю надо было выложить аж 3750 долларов.
Фото с сайта conceptcarz.com |
В 1933 году автомобили не получили значительных изменений, в линейку лишь добавилась комплектация Salon. Однако продажи машин стремительно падали: в 1933 году они сократились в 2 раза по сравнению с 1932 годом. Компании вновь был нужен особенный автомобиль, который бы привлёк покупателей. Корд потратил внушительную сумму на обновление модельной линейки на 1934 год, однако Speedster’ов там вновь не было. А в 1934 году Корд временно отошёл от дел, и новым Speedster’ом занялись уже совсем другие люди.
Фото с сайта mecum.com |
В 1934 году Корд вместе с семьёй переехал в Англию, утверждая, что в Америке ему угрожали похищением его сыновей. Во главе Auburn’а остался Лючус Мэннинг. Однако Мэннинг, будучи финансистом, понимал, что он один не сможет управлять компанией, и нужен кто-то более опытный. Так в руководстве компании появился президент Дюзенберга Хэролд Эймс, а вместе с ним пришли и главный дизайнер с главным инженером Дюза: Гордон Бюриг и Август Дюзенберг. Бюригу было поручено создать новый дизайн (в предыдущие годы дизайном занимался Элэн Леми, и всё шло хорошо, но дизайн 1934 года публикой был принят плохо, поэтому требовалось обновление), а Дюзенбергу – улучшить ходовые характеристики. На всю разработку было выделено всего лишь 50 000 долларов, поэтому было решено не лезть в шасси и не менять структуру кузова, а сосредоточиться лишь на простых компонентах.
Новые Auburn’ы получили изменённые крылья, увеличенную решётку радиатора и обновлённый капот. Непроданные Speedster’ы 1931-1933 модельных годов (в общей сложности около сотни машин) были спешно выкачены со складов и доработаны напильником так, чтобы новые кузовные детали вставали на старые кузова. Так Бюриг получил возможность продемонстрировать новые автомобили уже в 1934 году, при этом сэкономив деньги на сборке. В то же время Дюзенберг работал над динамикой автомобилей. V12 уже канул в Лету, поэтому работа велась применительно к 4,4-литровой рядной восьмёрке. В процессе модернизации её объём увеличился до 4,6 л, а кроме этого она получила Дюзенберговский нагнетатель. Такой двигатель выдавал уже 150 л.с. – почти столько же, сколько и модификации с V12 более ранних лет выпуска. Новые Speedster’ы получили индекс 851. Автомобили комплектовались нагнетателями, 3-ступ. МКПП и гидравлическими тормозами на всех 4 колёсах. Нагнетательный Speedster стал первым серийным автомобилем в Америке, который на тестах проехал 12 часов со средней скоростью более 100 м/ч. Auburn использовал это для рекламы: каждый автомобиль имел табличку на приборной панели, на которой значилась максимальная скорость, на которой автомобиль был протестирован на пригодность к дорогам общего пользования (более 100 м/ч), с подписью Уэйда Мортона или Эба Дженкинса. Правда, здесь крылось небольшое преувеличение: Speedster’ы действительно могли развивать такую скорость, однако на самом деле протестированы были лишь около 20% автомобилей.
Фото с сайта flickr.com |
Выпуск Speedster’ов продолжился в 1936 году без значительных изменений: автомобили лишь сменили индекс, с 851 на 852. Они продолжали ставить рекорды скорости, однако над компанией уже сгущались тучи. От бывшей скромности в ценах не осталось и следа: Speedster’ы 851/852 продавались за 2245 долларов, однако даже в такой ситуации компания несла убытки с каждого автомобиля. Покупатели настороженно относились к таким машинам, ибо будущее самой компании было очень сомнительно. В итоге производство Auburn’ов было свёрнуто в августе 1936 года. Количество нагнетательных Speedster’ов доподлинно неизвестно. По официальным оценкам за два года было произведено 600 Speedster’ов 851/852, однако в наши дни энтузиасты оценивают это количество всего лишь в 150-200 автомобилей.
Фото с сайта mecum.com |
Стоит отметить, что, кроме серийных Speedster’ов был и ещё один, уникальный и малоизвестный – Cabin Speedster. Он был построен в конце 1929 года, однако имел жёсткую крышу, схожую с тем, что позже начали называть «фастбэк», но в сочетании с прежним оформлением задней части в виде корабельной кормы. Доподлинно неизвестно, кто же создал дизайн: Мортон, на чьё имя Корд зарегистрировал патент на дизайн, Леми, в работах которого можно найти рисунок схожего, но 4-дверного автомобиля, или Гримшоу – дизайнер мастерской Griswold, где и был построен автомобиль. Так или иначе, по сути автомобиль был концепт-каром – единственным в своём роде и вряд ли предназначенным для серийного производства – и это за несколько лет до Buick Y-Job.
Cabin Speedster. Фото с сайта theoldmotor.com |
Патент на имя Мортона. Фото с сайта theoldmotor.com |
Рисунок 4-дверного спидстера от Леми. Фото с сайта theoldmotor.com |
Cabin Speedster был построен на базе 8-90, однако под капотом стоял 125-сильный двигатель от 8-120. Автомобиль имел алюминиевый кузов, сдвинутую назад кабину, маленькие крылья, фары, схожие с кордовским L29, и фирменную окраску Speedster’ов. Хоть автомобиль и был далёк от стремительной грациозности серийных Speedster’ов, он произвёл фурор на автошоу в Нью-Йорке в 1929 году, после чего отправился в тур сперва по Восточному побережью, а потом приехал и на Западное, в Лос-Анджелес. Однако, тут его тур и закончился: в результате короткого замыкания павильон выставки, расположенный на открытом воздухе, сгорел, вместе с Cabin Speedster’ом и ещё тремя сотнями машин.
Выставка в Лос Анджелесе до пожара. Фото с сайта theoldmotor.com |
Сгоревшая выставка в Лос Анджелесе. Фото с сайта theoldmotor.com |
Cabin Speedster не был восстановлен и, конечно же, не пошёл в серию. Однако некоторым энтузиастам он не давал покоя, и вот, в 1980- годах, Питер Кеслинг построил сразу две реплики концепта: одну с закрытой крышей, а вторую – с Т-топом. И вновь, как и пол века назад, автомобили произвели фурор на автошоу, а на Пеббл-Бич 1986 года Cabin Speedster занял второе место в своём классе, уступив лишь Rolls-Royce Phantom I Brewster-type Ascot 1930 года. С тех пор реплики периодически появляются на различных автошоу.
Фото с сайта theoldmotor.com |
История Auburn’а не особо отличается от других независимых автопроизводителей того времени. Все пытались как-то преодолеть Великую Депрессию, но получалось это лишь у немногих. Однако у Auburn’а было кое-что в запасе: таланты сперва Корда и Леми, которые и создали Speedster’, а потом Бюрига и Дюзенберга, которые развили его. И пусть Speedster не помог фирме пережить 1930-е годы, однако он стал несомненным лицом марки, одним из символов американской автомобильной сцены тех лет, а также желанным автомобилем для коллекционеров со всего мира.
Фото с сайта mecum.com |
Сергей Зенков, Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. 1928-1936 Auburn Speedsters (howstuffworks.com)
2. 1932 Auburn 12-160A news, pictures, specifications, and information (conceptcarz.com)
3. Auburn Automobile (en.wikipedia.org)
4. Auburn Speedster (en.wikipedia.org)
5. The Sensational Auburn 1929 Cabin Speedster (theoldmotor.com).