К основному контенту

Ford Falcon XC ’76-79

1976-й год в Австралии ознаменовался принятием одного спорного законопроекта под кодовым названием ADR 27A. За этими малопонятными простому обывателю буквами и цифрами кроется первая в австралийской истории победа экологии над автопромышленностью, а точнее – первый экостандарт для автомобилей. Этот закон предусматривал снижение вредных выбросов автомобилей путём обязательной установки в новые машины системы контроля выхлопных газов, системы принудительной вентиляции картерных газов и систему рециркуляции выхлопных газов. Соответственно, австралийским производителям пришлось проводить вынужденное обновление модельного ряда. Некоторые, как Холден со своим HX, сделали это чисто для галочки и поплатились за это падением интереса со стороны покупателей, а вот другие решились на рестайлинг. Среди таких был Форд, который не постеснялся вбухать 16 миллионов долларов (думаю, что всё же австралийских) в рестайлинг Фалькона. Так на свет появилось подпоколение XC.

Фото с сайта flickr.com

Итак, Форд заморочился полноценным рестайлингом Фалькона. Внешне изменения были слабо заметны. Фалькон постепенно начинал дрейфовать прочь от «бутылочного» стиля, характерного для ранних XA/XB, хотя дизайн хардтопов оставался вполне каноничным. Изменилась решётка радиатора, передний бампер, слегка подновили оптику. Собственно Фальконы теперь имели по 2 либо 4 (при установке определённых пакетов опций) круглых фары, тогда как Fairmont получил 2 прямоугольные фары.

Также немного перетрясли список комплектаций. Futura канула в Лету, равно как и один из обожаемых жителями страны кенгуру (и не только) масл-каров – Falcon GT. Линейка начиналась с базовых седана и универсала Falcon. В стоке они имели под капотом продукт колдовства Форда: рядную 3,3-литровую шестёрку, снабжённую новой ГБЦ с клапанами, расположенными под углом друг к другу. Такой двигатель выдавал 107 л.с. и 220 Нм и позволял Форду уложиться в стандарты ADR 27A не только не потеряв, а даже и немного нарастив мощность. В качестве опций можно было заказать другую рядную шестёрку – 4,1 л, 123 л.с. и 289 Нм. На выбор предлагались как МКПП, так и АКПП (обе 3-ступенчатые). Хотя есть информация, что седанам с 4,1 л АКПП не полагалась, а универсалам – пожалуйста.

Фото с сайта car-from-uk.com

Ступенью выше расположилась версия Falcon 500. В стандартном оснащении присутствовали те же двигатели и коробки, а вот в опциях начиналось самое интересное. Прежде всего, 4,1-литровые седаны можно было заказать как с АКПП, так и с 4-ступ. МКПП. «А где же V8?» – спросите вы. А вот он, чуть дальше по списку опций: 4,9-литровый V8 с Картеровским 4-камерным карбюратором «Thermo-Quad» (импорт прямиком из США). Машины с таким двигателем могли похвастаться 202 л.с. и 364 Нм. Коробок было две – 4-ступ. МКПП и 3-ступ. АКПП. А те, кому этого казалось мало, могли присмотреться к GT Power Pack – да-да, судя по всему, Форд не смог просто взять и сразу выкинуть шильдик «GT». Как бы там ни было, это давало всем желающим возможность заполучить Фалькон уже с 5,8-литровым V8: 217 л.с. и 429 Нм вполне хватало для поддержания статуса масл-кара.


Фото с сайта carsales.com.au

Не сразу, но в течение модельного года подоспела следующая комплектация – Falcon GS, наконец-то 2-дверный хардтоп. Базовым двигателем была 4,1-литровая шестёрка, опциональные V8 в общих чертах повторяли комплектацию Falcon 500.

Фото с сайта flickr.com

На этом собственно Falcon заканчивался и начинался Fairmont – эдакий люксовый Falcon, позиционировавшийся как отдельная модель. Линейка состояла из базовых версий седана, хардтопа и универсала, а также флагманской GXL Sedan. Выбор двигателей и коробок был сходен с Falcon 500/GS (от 4,1-литровой шестёрки до топовых версий GT Power Pack V8 5.8), но, разумеется, это было сдобрено порцией люксовых примочек уже в базовой комплектации, а также эксклюзивным оформлением передка с двумя прямоугольными фарами вместо кругляшей на обычных Фальконах.


Фото с сайта carsales.com.au

Традиционно предлагалась и коммерческая линейка. Она состояла из двух кузовов – собственно юта и пассажирского фургона – Van. Комплектации распределялись следующим образом: базовые Falcon Van/Falcon Utility и Falcon 500 Van/Utility. Оснащение было схожим с аналогичными комплектациями обычных Фальконов, к тому же были доступны и V8. Традиционно юты пользовались большой популярностью, а Форд к тому же предлагал версию Van – готовый фургон для кемпинга, без необходимости что-то кастомить.

Фото с сайта carsales.com.au

Для тех, кто желал выделиться из толпы, Форд предлагал пакет опций GS Rally Pack. Он состоял из специальной окраски, эксклюзивных дисков, дополнительных приборов, воздуховодов на капоте, клыков на бампере а также дополнительных ходовых фар. Пакет был доступен на седанах и универсалах Falcon 500 и всей коммерческой линейке, а также, с некоторыми ограничениями, на Fairmont. На Falcon GS этот пакет был включён в список базового оборудования.

Фото с сайта car-from-uk.com

В 1977 году особых изменений машины не получили: основные комплектации и двигатели остались теми же. Зато появилась пара новых эксклюзивных серий. Первой была Allan Moffat Special. Названа она была в честь известного автогонщика Аллана Моффата. Пакет включал в себя GS Rally Pack, спортивную подвеску, окрас в стиле XB GT, а также стикеры в виде автографа Моффата и австралийского флага. Всего было сделано 500 автомобилей причём только на базе седана Falcon 500.

Фото с сайта flickr.com

Другой интересной серией стал Sundowner Van. Машины строились на базе Falcon 500 Van и оснащались ништяками из GS Rally Pack, обвесами, декалями на кузове и т.д.

Фото с сайта wikimedia.org

1978 год вновь не принёс существенных изменений, зато в линейке появилась, пожалуй, самая интересная в этом подпоколении модификация. Но обо всём по порядку.

Началось всё с борьбы Форда и Холдена на гоночных трассах. К моменту смены подпоколений XB-шные Фальконы заводской команды Moffat Ford Dealer Team вполне успешно напихивали своим основным конкурентам – холденовским Torana L34 (при том, что Фалькон был фулл-сайзом, а Торана – мид-сайзом). Однако в Форде знали, что Холден готовит некую ответочку в лице омологационной версии А9Х новой Torana LX. Дебют её должен был состояться в сентябре 1977 года на гонках Hang Ten 400. Форд развернул бурную деятельность, атаковав Конфедерацию Австралийского Автоспорта (КАА) запросами на омологацию нового Falcon XC.

В итоге новый Falcon, получивший обозначение GS500, был допущен к гонкам с сентября 1977 года, как и Торана А9Х. Машина включала в себя то, что Форд назвал Evolution Package: новые передние и задние спойлеры, дополнительный приводной ремень для помпы, маслокулер коробки с электропомпой и т.д. Кроме этого в подвеске появились укороченные верхние рычаги и усиленные втулки нижних рычагов. Всё это повышало выносливость автомобиля и давало механикам более широкий диапазон регулировок в условиях гонок на выносливость.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com

Однако, как бы ни были хороши новые машины в теории, на практике Torana A9X в дебютной гонке оставила их далеко позади. За остававшиеся три недели до одной из главных гонок сезона – Bathurst 1000 – Форд успел запилить пакет Evolution II. В него вошли как новые технические решения существующих проблем (два вентилятора, подвод воздуха к тормозным дискам), так и ништяки, вполне вероятно подсмотренные у Холдена (повёрнутый против движения воздухозаборник на капоте). В итоге, несмотря на то, что Форд еле-еле успел с омологацией, а воздухозаборники а-ля Холден пришлось убирать с машин прямо перед гонкой из-за проблем с КАА, Moffat Ford Dealer Team привезла два первых места и недвусмысленно указала Холдену на его место в гонках.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com

GS500 продолжили участвовать в гонках на выносливость и кузовных чемпионатах, а Форд решил попробовать сделать машины с омологационными деталями для частников. Первой попыткой стал выпуск 13 заказных Falcon GS, построенных в декабре 1977 года совместно с P&A. На них устанавливались все омологированные детали из пакетов Evo/Evo II, характеристики были идентичны или сходны с заводскими гоночными машинами. Доподлинно неизвестно, сколько автомобилей разошлось в частные руки, а по некоторой информации несколько было уничтожено. Большую часть автомобилей их владельцы выкатывали в сериях гонок на выносливость или АТСС. Достоверно известно только об одном автомобиле, который не участвовал в гонках и сохранился до наших дней в более-менее стоковом виде (с учётом реставрации). Вышеописанные автомобили часто называют «Пред-Кобрами» (англ. «Pre-Cobra»), потому что на основе их модификаций чуть позже были построены оригинальные XC Option 97 Cobra.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com

В 1978 году Форд представил дизайн следующего поколения Фальконов – уже в европейском стиле, с отходом от «бутылочной» боковины. 2-дверных хардтопов в планах производства немного не значилось, по поводу чего возникли определённые бурления. Однако, у Форда было средство, чтобы подсластить пилюлю, и пожаловало оно в виде Кобр.

В марте этого же года прекращалось производство хардтопов ХС из-за низкой популярности на рынке. После этого на заводе осталось ещё несколько сотен неиспользованных кузовов. Идеи их дальнейшего использования были разными, однако победило предложение Эдсела Форда Второго – сделать ограниченную серию хардтопов с возможностью доработки напильником до гоночной омологации и внешним видом, прямо отсылавшим к Мустангам от Шелби. Всего было сделано 400 таких машин. При этом первые 30 авто (после прототипа 001) имели пакет Option 97 Bathurst, включавший почти все опции из пакетов Evo/Evo II. Фактически, они были почти идентичны гоночным машинам, для полного соответствия нужно было только поменять сиденья, колёса и передний спойлер.

Фото с сайта classicandmuscle.com.au

Остальные машины были более-менее гражданскими. Тем не менее, на всех Кобрах в базовом оснащении присутствовали дисковые тормоза на всех колёсах, LSD, двойной выхлоп и тонировка. Для машин, не имевших пакета Option 97, был доступен пакет Option 96, включавший передний и задний спойлер, литые диски, чёрный виниловый салон, шильдики и аппликации с Коброй и т.д. Все машины были белыми и имели синие гоночные полосы с голубой окантовкой. При этом машины сперва красились в синий, а уже потом обливались белым, оставляя синие полосы.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com

Первая половина серии комплектовалась 5,8-литровыми V8, вторая – 4,9-литровыми. Единственные исключения: прототип за номером 001, укомплектованный 4,9-литровым двигателем, и авто номер 351 с 5,8-литровым двигателем и увеличенным топливным баком. Характеристики двигателей остались практически неизменными по сравнению с серийными Фальконами. На машины можно было заказать как МКПП, так и АКПП (на Option 97 только МКПП), а также различные опции типа кондиционера, усилителя руля, электростеклоподъёмников и т.д.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com

Реакция на Кобры была разной. Многие фанаты посылали лучи ненависти в адрес Форда за то, что тот просто использовал цвета Шелби, продавая под ними по сути стоковый Фалькон (машин с Option 97 это не касается), вместо того, чтобы выкатить на рынок по-настоящему заряженный автомобиль. Однако в целом автомобиль был тепло принят и до сих пор является одним из самых интересных Фальконов тех лет. А за всплеском эмоций, вызванным появлением Кобры, а также за страстями на гоночном треке, где Torana А9Х уверенно отыгрывала потерянные в 1977 году позиции, почти незаметно канул в Лету Falcon XC. В 1979 года в серию пошёл новый Falcon XD, окончательно ушедший в сторону от «бутылочного» стиля и масл-каровской тематики.

Фото с сайта cobra.jfpresentations.com


Сергей Зенков, Wreck Yard.


Текст написан по материалам:
1. 1976 Ford Falcon XC reveal (wheelsmag.com.au)
2. Ford (Australia) Fairmont 3rd generation (XA-XB-XC-series) versions & types (automobile-catalog.com)
3. Ford (Australia) Falcon 3rd generation (XA-XB-XC-series) versions & types (automobile-catalog.com)
4. Ford Falcon (XC Falcon) (goauto.com.au)
5. Ford Falcon (XC) (en.wikipedia.org)
6. Ford Falcon Cobra (en.wikipedia.org)
7. History of Ford Australia’s large car (motoring.com.au)
8. Immortal Muscle. Ford Cobra – 25th Anniversary.



Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн