1976-й год в Австралии ознаменовался принятием одного спорного законопроекта под кодовым названием ADR 27A. За этими малопонятными простому обывателю буквами и цифрами кроется первая в австралийской истории победа экологии над автопромышленностью, а точнее – первый экостандарт для автомобилей. Этот закон предусматривал снижение вредных выбросов автомобилей путём обязательной установки в новые машины системы контроля выхлопных газов, системы принудительной вентиляции картерных газов и систему рециркуляции выхлопных газов. Соответственно, австралийским производителям пришлось проводить вынужденное обновление модельного ряда. Некоторые, как Холден со своим HX, сделали это чисто для галочки и поплатились за это падением интереса со стороны покупателей, а вот другие решились на рестайлинг. Среди таких был Форд, который не постеснялся вбухать 16 миллионов долларов (думаю, что всё же австралийских) в рестайлинг Фалькона. Так на свет появилось подпоколение XC.
|
Фото с сайта flickr.com |
Итак, Форд заморочился полноценным рестайлингом Фалькона. Внешне изменения были слабо заметны. Фалькон постепенно начинал дрейфовать прочь от «бутылочного» стиля, характерного для ранних XA/XB, хотя дизайн хардтопов оставался вполне каноничным. Изменилась решётка радиатора, передний бампер, слегка подновили оптику. Собственно Фальконы теперь имели по 2 либо 4 (при установке определённых пакетов опций) круглых фары, тогда как Fairmont получил 2 прямоугольные фары.
Также немного перетрясли список комплектаций. Futura канула в Лету, равно как и один из обожаемых жителями страны кенгуру (и не только) масл-каров – Falcon GT. Линейка начиналась с базовых седана и универсала Falcon. В стоке они имели под капотом продукт колдовства Форда: рядную 3,3-литровую шестёрку, снабжённую новой ГБЦ с клапанами, расположенными под углом друг к другу. Такой двигатель выдавал 107 л.с. и 220 Нм и позволял Форду уложиться в стандарты ADR 27A не только не потеряв, а даже и немного нарастив мощность. В качестве опций можно было заказать другую рядную шестёрку – 4,1 л, 123 л.с. и 289 Нм. На выбор предлагались как МКПП, так и АКПП (обе 3-ступенчатые). Хотя есть информация, что седанам с 4,1 л АКПП не полагалась, а универсалам – пожалуйста.
|
Фото с сайта car-from-uk.com |
Ступенью выше расположилась версия Falcon 500. В стандартном оснащении присутствовали те же двигатели и коробки, а вот в опциях начиналось самое интересное. Прежде всего, 4,1-литровые седаны можно было заказать как с АКПП, так и с 4-ступ. МКПП. «А где же V8?» – спросите вы. А вот он, чуть дальше по списку опций: 4,9-литровый V8 с Картеровским 4-камерным карбюратором «Thermo-Quad» (импорт прямиком из США). Машины с таким двигателем могли похвастаться 202 л.с. и 364 Нм. Коробок было две – 4-ступ. МКПП и 3-ступ. АКПП. А те, кому этого казалось мало, могли присмотреться к GT Power Pack – да-да, судя по всему, Форд не смог просто взять и сразу выкинуть шильдик «GT». Как бы там ни было, это давало всем желающим возможность заполучить Фалькон уже с 5,8-литровым V8: 217 л.с. и 429 Нм вполне хватало для поддержания статуса масл-кара.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Не сразу, но в течение модельного года подоспела следующая комплектация – Falcon GS, наконец-то 2-дверный хардтоп. Базовым двигателем была 4,1-литровая шестёрка, опциональные V8 в общих чертах повторяли комплектацию Falcon 500.
|
Фото с сайта flickr.com |
На этом собственно Falcon заканчивался и начинался Fairmont – эдакий люксовый Falcon, позиционировавшийся как отдельная модель. Линейка состояла из базовых версий седана, хардтопа и универсала, а также флагманской GXL Sedan. Выбор двигателей и коробок был сходен с Falcon 500/GS (от 4,1-литровой шестёрки до топовых версий GT Power Pack V8 5.8), но, разумеется, это было сдобрено порцией люксовых примочек уже в базовой комплектации, а также эксклюзивным оформлением передка с двумя прямоугольными фарами вместо кругляшей на обычных Фальконах.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Традиционно предлагалась и коммерческая линейка. Она состояла из двух кузовов – собственно юта и пассажирского фургона – Van. Комплектации распределялись следующим образом: базовые Falcon Van/Falcon Utility и Falcon 500 Van/Utility. Оснащение было схожим с аналогичными комплектациями обычных Фальконов, к тому же были доступны и V8. Традиционно юты пользовались большой популярностью, а Форд к тому же предлагал версию Van – готовый фургон для кемпинга, без необходимости что-то кастомить.
|
Фото с сайта carsales.com.au |
Для тех, кто желал выделиться из толпы, Форд предлагал пакет опций GS Rally Pack. Он состоял из специальной окраски, эксклюзивных дисков, дополнительных приборов, воздуховодов на капоте, клыков на бампере а также дополнительных ходовых фар. Пакет был доступен на седанах и универсалах Falcon 500 и всей коммерческой линейке, а также, с некоторыми ограничениями, на Fairmont. На Falcon GS этот пакет был включён в список базового оборудования.
|
Фото с сайта car-from-uk.com |
В 1977 году особых изменений машины не получили: основные комплектации и двигатели остались теми же. Зато появилась пара новых эксклюзивных серий. Первой была Allan Moffat Special. Названа она была в честь известного автогонщика Аллана Моффата. Пакет включал в себя GS Rally Pack, спортивную подвеску, окрас в стиле XB GT, а также стикеры в виде автографа Моффата и австралийского флага. Всего было сделано 500 автомобилей причём только на базе седана Falcon 500.
|
Фото с сайта flickr.com |
Другой интересной серией стал Sundowner Van. Машины строились на базе Falcon 500 Van и оснащались ништяками из GS Rally Pack, обвесами, декалями на кузове и т.д.
|
Фото с сайта wikimedia.org |
1978 год вновь не принёс существенных изменений, зато в линейке появилась, пожалуй, самая интересная в этом подпоколении модификация. Но обо всём по порядку.
Началось всё с борьбы Форда и Холдена на гоночных трассах. К моменту смены подпоколений XB-шные Фальконы заводской команды Moffat Ford Dealer Team вполне успешно напихивали своим основным конкурентам – холденовским Torana L34 (при том, что Фалькон был фулл-сайзом, а Торана – мид-сайзом). Однако в Форде знали, что Холден готовит некую ответочку в лице омологационной версии А9Х новой Torana LX. Дебют её должен был состояться в сентябре 1977 года на гонках Hang Ten 400. Форд развернул бурную деятельность, атаковав Конфедерацию Австралийского Автоспорта (КАА) запросами на омологацию нового Falcon XC.
В итоге новый Falcon, получивший обозначение GS500, был допущен к гонкам с сентября 1977 года, как и Торана А9Х. Машина включала в себя то, что Форд назвал Evolution Package: новые передние и задние спойлеры, дополнительный приводной ремень для помпы, маслокулер коробки с электропомпой и т.д. Кроме этого в подвеске появились укороченные верхние рычаги и усиленные втулки нижних рычагов. Всё это повышало выносливость автомобиля и давало механикам более широкий диапазон регулировок в условиях гонок на выносливость.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
Однако, как бы ни были хороши новые машины в теории, на практике Torana A9X в дебютной гонке оставила их далеко позади. За остававшиеся три недели до одной из главных гонок сезона – Bathurst 1000 – Форд успел запилить пакет Evolution II. В него вошли как новые технические решения существующих проблем (два вентилятора, подвод воздуха к тормозным дискам), так и ништяки, вполне вероятно подсмотренные у Холдена (повёрнутый против движения воздухозаборник на капоте). В итоге, несмотря на то, что Форд еле-еле успел с омологацией, а воздухозаборники а-ля Холден пришлось убирать с машин прямо перед гонкой из-за проблем с КАА, Moffat Ford Dealer Team привезла два первых места и недвусмысленно указала Холдену на его место в гонках.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
GS500 продолжили участвовать в гонках на выносливость и кузовных чемпионатах, а Форд решил попробовать сделать машины с омологационными деталями для частников. Первой попыткой стал выпуск 13 заказных Falcon GS, построенных в декабре 1977 года совместно с P&A. На них устанавливались все омологированные детали из пакетов Evo/Evo II, характеристики были идентичны или сходны с заводскими гоночными машинами. Доподлинно неизвестно, сколько автомобилей разошлось в частные руки, а по некоторой информации несколько было уничтожено. Большую часть автомобилей их владельцы выкатывали в сериях гонок на выносливость или АТСС. Достоверно известно только об одном автомобиле, который не участвовал в гонках и сохранился до наших дней в более-менее стоковом виде (с учётом реставрации). Вышеописанные автомобили часто называют «Пред-Кобрами» (англ. «Pre-Cobra»), потому что на основе их модификаций чуть позже были построены оригинальные XC Option 97 Cobra.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
В 1978 году Форд представил дизайн следующего поколения Фальконов – уже в европейском стиле, с отходом от «бутылочной» боковины. 2-дверных хардтопов в планах производства немного не значилось, по поводу чего возникли определённые бурления. Однако, у Форда было средство, чтобы подсластить пилюлю, и пожаловало оно в виде Кобр.
В марте этого же года прекращалось производство хардтопов ХС из-за низкой популярности на рынке. После этого на заводе осталось ещё несколько сотен неиспользованных кузовов. Идеи их дальнейшего использования были разными, однако победило предложение Эдсела Форда Второго – сделать ограниченную серию хардтопов с возможностью доработки напильником до гоночной омологации и внешним видом, прямо отсылавшим к Мустангам от Шелби. Всего было сделано 400 таких машин. При этом первые 30 авто (после прототипа 001) имели пакет Option 97 Bathurst, включавший почти все опции из пакетов Evo/Evo II. Фактически, они были почти идентичны гоночным машинам, для полного соответствия нужно было только поменять сиденья, колёса и передний спойлер.
|
Фото с сайта classicandmuscle.com.au |
Остальные машины были более-менее гражданскими. Тем не менее, на всех Кобрах в базовом оснащении присутствовали дисковые тормоза на всех колёсах, LSD, двойной выхлоп и тонировка. Для машин, не имевших пакета Option 97, был доступен пакет Option 96, включавший передний и задний спойлер, литые диски, чёрный виниловый салон, шильдики и аппликации с Коброй и т.д. Все машины были белыми и имели синие гоночные полосы с голубой окантовкой. При этом машины сперва красились в синий, а уже потом обливались белым, оставляя синие полосы.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
Первая половина серии комплектовалась 5,8-литровыми V8, вторая – 4,9-литровыми. Единственные исключения: прототип за номером 001, укомплектованный 4,9-литровым двигателем, и авто номер 351 с 5,8-литровым двигателем и увеличенным топливным баком. Характеристики двигателей остались практически неизменными по сравнению с серийными Фальконами. На машины можно было заказать как МКПП, так и АКПП (на Option 97 только МКПП), а также различные опции типа кондиционера, усилителя руля, электростеклоподъёмников и т.д.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
Реакция на Кобры была разной. Многие фанаты посылали лучи ненависти в адрес Форда за то, что тот просто использовал цвета Шелби, продавая под ними по сути стоковый Фалькон (машин с Option 97 это не касается), вместо того, чтобы выкатить на рынок по-настоящему заряженный автомобиль. Однако в целом автомобиль был тепло принят и до сих пор является одним из самых интересных Фальконов тех лет. А за всплеском эмоций, вызванным появлением Кобры, а также за страстями на гоночном треке, где Torana А9Х уверенно отыгрывала потерянные в 1977 году позиции, почти незаметно канул в Лету Falcon XC. В 1979 года в серию пошёл новый Falcon XD, окончательно ушедший в сторону от «бутылочного» стиля и масл-каровской тематики.
|
Фото с сайта cobra.jfpresentations.com |
Сергей Зенков,
Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. 1976 Ford Falcon XC reveal (wheelsmag.com.au)
2. Ford (Australia) Fairmont 3rd generation (XA-XB-XC-series) versions & types (automobile-catalog.com)
3. Ford (Australia) Falcon 3rd generation (XA-XB-XC-series) versions & types (automobile-catalog.com)
4. Ford Falcon (XC Falcon) (goauto.com.au)
5. Ford Falcon (XC) (en.wikipedia.org)
6. Ford Falcon Cobra (en.wikipedia.org)
7. History of Ford Australia’s large car (motoring.com.au)
8. Immortal Muscle. Ford Cobra – 25th Anniversary.