К основному контенту

Merkur XR4


В середине 80-х премиальные бренды США – «Линкольн» и «Кадиллак» начали сдавать, уступая совершенным BMW, Mercedes и Jaguar. Это почувствовали и в Японии, оперативно выпустив на американский рынок собственные люксовые бренды. Понимали падения спроса на «премиум» и в концерне «Форд», где родилась весьма необычная идея.


Решение было простым: раз символом надежности, качества и высокой цены для американцев стали немецкие автомобили, на базе европейского отделения марки в 1985 году был создан бренд с названием Merkur, фактически переведя на немецкий язык имя бренда Mercury, одному из люксовых подразделений концерна, который рассчитывал совместить любовь американцев к собственному автопрому и стремление купить европейский автомобиль. Во всех рекламных проспектах производитель подчеркивался как Ford Werke AG-Cologne.


Ставка была сделана на спортивную модель Merkur XR4Ti, известную в Европе как Ford Sierra XR4i, адаптированную под американские стандарты. Но изменения не ограничились оцифровкой спидометра в милях и иными бамперами. Первым делом серьезным доработкам подвергли кузов европейского автомобиля, уже известного своей не самой большой жесткостью, из-за чего просто не проходил по нормам безопасности, действующим в Штатах. Разрабатывать кузов заново было накладно, поэтому в дело пошел комплект усиления модели для ралли 909 RS Motorsport. Он включил в себя усилители под крыльями и на брызговиках, лонжероны в задней части, а также разработанные специально для «американца» балки в бамперах, дополнительные растяжки, а также мощные брусья безопасности в дверях.

Фото с сайта drive2.com

Результат не заставил себя долго ждать – прочность кузова Merkur оказалась высока, поэтому хэтчбек часто использовался в любительских гонках на выживание. Под требования американцев существенно усилили шумо- и виброизоляцию салона, а для повышения безопасности топливные и тормозные магистрали проложили внутри лонжеронов, а не по днищу, причем бензонасос переехал с заднего свеса под балку. Попутно, XR4Ti получил более мягкие пружины, усиленный главный тормозной цилиндр и рулевую рейку с переменным передаточным числом.

Еще одним важным отличием стал двигатель. На европейской «Сиерре» стоял 2.8-литровый V6 из линейки Ford Cologne, однако для прохождения строгих требований по нормам вредных выбросов потребовалась замена. Под капотом разместили рядную «четверку» рабочим объемом 2.3 литра, известную по Ford Mustang и Thunderbird.Снабженный турбокомпрессором Garrett T3, двигатель выдавал 145 л.с. (в случае с трехступенчатой автоматической трансмиссией) или 175 сил (для версии с 5-ступенчатой «механикой»).


Фото с сайта bingapis.com

На тестах модификация с механикой разгонялась до 60 миль в час за 7.5 секунд, а максимальная скорость достигала отметки 210 км/ч. XR4Ti был неплохо принят и журналистами, отмечавшими хорошую управляемость и приемлемую динамику. Издание «Мотор Тренд» даже назвало машиной «противоядием от BMW».

В первые два года автомобиль взял неплохой старт: например, в 1986 году через дилерские центры Lincoln и Mercury в США и Канаде было продано 13 599 автомобилей – что было неплохо для новичка. Однако, соперничать с немецкими конкурентами на равных Sierra не могла. Базовая комплектация, хоть и была богаче европейского Форда, не имела даже задних дисковых тормозов, не говоря уже о АБС, бортовом компьютере и противотумаанок, зато в стандартное оснащение входили электростеклоподъемники, круиз-контроль и кондиционер, а по заказу – отделка салона кожей и спортивный обвес.

Фото с сайта bingapis.com

Клиентам не нравился один двигатель, откровенно неспортивная версия с «автоматом» при заявленных амбициях, слабая поддержка и техобслуживание в дилерских центрах, а самое главное – несоответствие ценника и качества. На 80-е пришелся рост немецкой марки относительно доллара, что увеличило стоимость импорта Merkur из Германии. Кроме того, собранные кузова модели из Кельна перемещались в Турин, на завод Ghia, где дособирался салон и устанавливалась электроника, что дополнительно увеличивало расходы на сборку.


В компании предприняли попытку запуска новой модели: ей стал Merkur Scorpio. Не трудно догадаться, что это был адаптированный для американцев одноименный автомобиль Ford. Замысел маркетологов был прост – седан с 144-сильным V6 рассматривался как конкурент Audi 100, Volvo 740 и Mercedes W124, и позиционировался как спортивная альтернатива Lincoln Town Car и Continental. Как и в случае с XR4, Scorpio поставлялся в США из Германии, но на деле затея потерпела фиаско. Цена европейского седана приближалась к Lincoln Town Car, при этом «европеец» не догонял его по оснащению и качеству сборки, будучи размерами меньше чем заурядный Ford Taurus.

Фото с сайта autopolis.wordpress.com
Фото с сайта favcars.com

За три года было продано только 22 000 Scorpio, а в среднем ежемесячно каждый дилер продавал только одну машину марки Merkur на тысячи Lincoln и Mercury. Возможно, если модели собиралась непосредственно в Штатах, то ценник был бы более адекватным, а машины заняли бы свою собственную нишу комфортных автомобилей со спортивными наклонностями, но затея не оправдалась и в 1989 году бренд был ликвидирован.


Несмотря на провал, компания успела поучаствовать в гонках. В 1985 году пилот Энди Роуз купил Merkur в США, вывез его в Англию, где переоборудовал и выиграл британский чемпионат по кузовным гонкам. В 1986-м «Меркуры» стартовали в DTM и Trans-Am, где навязывали борьбу лидерам, а в 1988-м XR4Ti выиграл «24 часа Дайтоны» в своём классе. Успехи объяснялись легко – XR4 был прочнее Scorpio, что сказывалось на меньшем усилении при доработке, а турбомоторы легко подвергались форсировке, при этом стоимость «заготовки» была меньше, чем у конкурентов.

Фото с сайта flickr.com


В 1998 году, американец Рик Бёрнс на подготовленном лично XR4Ti 1987 года выпуска установил на озере Бонневилль новым мировой рекорд скорости для автомобилей с 4-х цилиндровым двигателем, зафиксировав в одной из попыток скорость 329Ю 838 км/ч, что стало последним успехом для исчезнувшего бренда.


В 2012 году в концерне осторожно намекнули о возможности возвращения бренда Merkur, построенного на базе кузова Mondeo, с собственным дизайном и турбомотором EcoBoost, но дальше разговоров дело не пошло, а бренд так и канул в Лету.



Дмитрий Лаврёнов



Популярные сообщения из этого блога

История линейки Volkswagen T3.

Разработка нового Транспортёра началась в середине 1970-х годов, а уже к концу десятилетия был готов полноразмерный прототип. Он же, с незначительными изменениями, и был запущен в производство. Примечательно то, что это действительно был новый автомобиль, а не чуть-чуть перелицованный старый, как это было со вторым поколением Транспортёра. Машине перетряхнули ходовку, постаравшись установить двигатель и задний мост очень низко. В итоге инженерам удалось сделать машину с развесовкой, близкой к 50/50.

Plymouth Fury ’69-74

 Фьюри, обновлённые в фирменном "фюзеляжном" стиле Крайслера, появились на свет в 1969 году. Автомобили базировались на обновлённой С-платформе с увеличенной колёсной базой. Сами машины стали чуть длиннее и значительно просторнее предшественников. Крайслер также внедрил несколько инновационных технических решений, как, например, скрытые дворники (что позволило сделать линию капота визуально одним целым с линией лобовика), или разрезной передний диван с откидными подлокотниками для водителя и пассажира и откидывающейся спинкой пассажирского места. Электромеханизм регулировки сидений обновили и уменьшили, а по всей панели приборов была сделана аккуратная и равномерная подсветка. Автомобиль предлагался в виде 2-дверного кабриолета, 2- и 4-дверного хардтопа, 4-дверного седана и 5-дверного универсала, при этом на 2-дверных хардтопах с кондиционером на дверях не было форточек.

Chevrolet / GMC G-series Van ’71-96

К концу 1960-х годов на американском рынке полноразмерных вэнов наметились перемены. Форд представил капотную версию Эконолайна, Додж работал над преемником для А100, также капотным. По этому же пути пошли и в GM при разработке нового поколения своих вэнов. Они имели капотную компоновку и несущий кузов, а также независимую переднюю подвеску на двойных А-образных рычагах. Линейка двигателей включала в себя рядную шестёрку объёмом 4.1 л (250 ci), которая выдавала 125 л.с. и 319 Нм (с 2400 об/мин) и 5,7-литровый Смолл блок – 190 л.с. и 407 Нм. На выбор предлагалась 4-ступ. МКПП или 3-ступ. АКПП, а также широкий набор опций, в том числе кондиционер, улучшенная система охлаждения, маслокулер и радиатор коробки, генератор большей производительности и пакеты для буксировки трейлеров. Машины первых лет выпуска можно отличить по прозрачным секциям поворотников и синему значку Шевроле на решётке радиатора (он стал жёлтым в 1973 году). Автомобили были представлены в 1970 году на 1971 модельн