В середине 80-х премиальные бренды США – «Линкольн» и «Кадиллак» начали сдавать, уступая совершенным BMW, Mercedes и Jaguar. Это почувствовали и в Японии, оперативно выпустив на американский рынок собственные люксовые бренды. Понимали падения спроса на «премиум» и в концерне «Форд», где родилась весьма необычная идея.
Решение было простым: раз символом надежности, качества и высокой цены для американцев стали немецкие автомобили, на базе европейского отделения марки в 1985 году был создан бренд с названием Merkur, фактически переведя на немецкий язык имя бренда Mercury, одному из люксовых подразделений концерна, который рассчитывал совместить любовь американцев к собственному автопрому и стремление купить европейский автомобиль. Во всех рекламных проспектах производитель подчеркивался как Ford Werke AG-Cologne.
Ставка была сделана на спортивную модель Merkur XR4Ti, известную в Европе как Ford Sierra XR4i, адаптированную под американские стандарты. Но изменения не ограничились оцифровкой спидометра в милях и иными бамперами. Первым делом серьезным доработкам подвергли кузов европейского автомобиля, уже известного своей не самой большой жесткостью, из-за чего просто не проходил по нормам безопасности, действующим в Штатах. Разрабатывать кузов заново было накладно, поэтому в дело пошел комплект усиления модели для ралли 909 RS Motorsport. Он включил в себя усилители под крыльями и на брызговиках, лонжероны в задней части, а также разработанные специально для «американца» балки в бамперах, дополнительные растяжки, а также мощные брусья безопасности в дверях.
Фото с сайта drive2.com |
Результат не заставил себя долго ждать – прочность кузова Merkur оказалась высока, поэтому хэтчбек часто использовался в любительских гонках на выживание. Под требования американцев существенно усилили шумо- и виброизоляцию салона, а для повышения безопасности топливные и тормозные магистрали проложили внутри лонжеронов, а не по днищу, причем бензонасос переехал с заднего свеса под балку. Попутно, XR4Ti получил более мягкие пружины, усиленный главный тормозной цилиндр и рулевую рейку с переменным передаточным числом.
Еще одним важным отличием стал двигатель. На европейской «Сиерре» стоял 2.8-литровый V6 из линейки Ford Cologne, однако для прохождения строгих требований по нормам вредных выбросов потребовалась замена. Под капотом разместили рядную «четверку» рабочим объемом 2.3 литра, известную по Ford Mustang и Thunderbird.Снабженный турбокомпрессором Garrett T3, двигатель выдавал 145 л.с. (в случае с трехступенчатой автоматической трансмиссией) или 175 сил (для версии с 5-ступенчатой «механикой»).
Фото с сайта bingapis.com |
На тестах модификация с механикой разгонялась до 60 миль в час за 7.5 секунд, а максимальная скорость достигала отметки 210 км/ч. XR4Ti был неплохо принят и журналистами, отмечавшими хорошую управляемость и приемлемую динамику. Издание «Мотор Тренд» даже назвало машиной «противоядием от BMW».
В первые два года автомобиль взял неплохой старт: например, в 1986 году через дилерские центры Lincoln и Mercury в США и Канаде было продано 13 599 автомобилей – что было неплохо для новичка. Однако, соперничать с немецкими конкурентами на равных Sierra не могла. Базовая комплектация, хоть и была богаче европейского Форда, не имела даже задних дисковых тормозов, не говоря уже о АБС, бортовом компьютере и противотумаанок, зато в стандартное оснащение входили электростеклоподъемники, круиз-контроль и кондиционер, а по заказу – отделка салона кожей и спортивный обвес.
Фото с сайта bingapis.com |
Клиентам не нравился один двигатель, откровенно неспортивная версия с «автоматом» при заявленных амбициях, слабая поддержка и техобслуживание в дилерских центрах, а самое главное – несоответствие ценника и качества. На 80-е пришелся рост немецкой марки относительно доллара, что увеличило стоимость импорта Merkur из Германии. Кроме того, собранные кузова модели из Кельна перемещались в Турин, на завод Ghia, где дособирался салон и устанавливалась электроника, что дополнительно увеличивало расходы на сборку.
В компании предприняли попытку запуска новой модели: ей стал Merkur Scorpio. Не трудно догадаться, что это был адаптированный для американцев одноименный автомобиль Ford. Замысел маркетологов был прост – седан с 144-сильным V6 рассматривался как конкурент Audi 100, Volvo 740 и Mercedes W124, и позиционировался как спортивная альтернатива Lincoln Town Car и Continental. Как и в случае с XR4, Scorpio поставлялся в США из Германии, но на деле затея потерпела фиаско. Цена европейского седана приближалась к Lincoln Town Car, при этом «европеец» не догонял его по оснащению и качеству сборки, будучи размерами меньше чем заурядный Ford Taurus.
Фото с сайта autopolis.wordpress.com |
Фото с сайта favcars.com |
Несмотря на провал, компания успела поучаствовать в гонках. В 1985 году пилот Энди Роуз купил Merkur в США, вывез его в Англию, где переоборудовал и выиграл британский чемпионат по кузовным гонкам. В 1986-м «Меркуры» стартовали в DTM и Trans-Am, где навязывали борьбу лидерам, а в 1988-м XR4Ti выиграл «24 часа Дайтоны» в своём классе. Успехи объяснялись легко – XR4 был прочнее Scorpio, что сказывалось на меньшем усилении при доработке, а турбомоторы легко подвергались форсировке, при этом стоимость «заготовки» была меньше, чем у конкурентов.
Фото с сайта flickr.com |
В 1998 году, американец Рик Бёрнс на подготовленном лично XR4Ti 1987 года выпуска установил на озере Бонневилль новым мировой рекорд скорости для автомобилей с 4-х цилиндровым двигателем, зафиксировав в одной из попыток скорость 329Ю 838 км/ч, что стало последним успехом для исчезнувшего бренда.
В 2012 году в концерне осторожно намекнули о возможности возвращения бренда Merkur, построенного на базе кузова Mondeo, с собственным дизайном и турбомотором EcoBoost, но дальше разговоров дело не пошло, а бренд так и канул в Лету.
Дмитрий Лаврёнов