1969-й год, обновление Полары в фирменном фюзеляжном стиле. Автомобиль стал больше, шире, длиннее, получил много новшеств типа утопленных дворников или подголовников передних сидней, но в то же время сохранил исконно Доджевские ништяки, например - трапециевидные фонари. Автомобиль выпускался в двух комплектациях: Polara и Polara 500 (последняя занимала позицию между Polara и Monaco). Базовая Polara была доступна в виде 2- и 4-дверных хардтопов, 2-дверного кабриолета, 4-дверного седана и 5-дверного универсала с двумя или тремя рядами сидений. Polara 500 предлагалась только в двух кузовах: 2-дверный хардтоп или кабриолет.
Автомобили оснащались только V8, самым маленьким из которых был базовый 5,2-литровый LA318 - 230 л.с. и 461 Нм. Вслед за ним шли 6,3-литровый B383 в двух версиях: с 2-камерным карбюратором (290 л.с. и 529 Нм) и 4-камерным карбюратором (330 л.с. и 576 Нм). В топе располагался 7,2-литровый RB440, опять же в двух версиях: обычный RB440 - 350 л.с. и 651 Нм, который ставился только на универсалы, и RB440 Magnum с изменённым распредвалом - 375 л.с. и 651 Нм, ставившимся на все остальные Polara. Автомобилям полагалось только две коробки: 3-ступ. МКПП, ставившаяся только на машины с 318 и 383 двигателями, и 3-ступ. АКПП TorqueFlite.
Автомобиль комплектовался большим количеством интересных опций, но самой интересной, пожалуй, была SuperLite. Под этим подразумевалась установка дополнительной фары в решётку радиатора на водительской стороне автомобиля. Она должна была освещать правую сторону дороги в дополнение к ближнему свету, давая пучок, схожий по яркости с дальним светом, однако при этом не слепя встречных водителей. SuperLite примечателен ещё и тем, что это первый известный случай использования галогенных фар в автомобиле.
Универсал, как водится, стоял немного особняком. Он мог иметь два или три ряда сидений, новый крупный кузов позволял перевозить листы фанеры стандартного размера 4*8 футов (1,2*2,4 м), дефлектор над задним стеклом забирал часть потока воздуха, проходящего над крышей, и направлял его вниз, тем самым не позволяя пыли оседать на стекле при движении по грунтовке, а задняя дверь могла открываться и как собственно дверь, и как борт. Автомобиль комплектовался двигателями LA318, B383 и RB440; Magnum универсалам не полагался.
1970 год принёс фейслифтинг. Polara получила новое оформление передней и задней части с увеличенными бамперами, которые теперь визуально охватывали фары/радиаторную решётку и фонари. Дополнительные габаритные огни были вынесены на боковины бампера. Задние фонари теперь были четырёхсекционными (в 1969 году - трёхсекционными), сохранив при этом трапециевидную форму. Перетасовке подверглась и линейка комплектаций. Polara 500 была заменена на Polara Custom, а кроме этого в линейку была добавлена Polara Special. Модель располагалась ниже обычной Polara, имела ограниченное оснащение, могла комплектоваться рядной шестёркой Slant Six 225 и была ориентирована преимущественно на корпоративных клиентов. Polara Custom была доступна в виде 2- и 4-дверного хардтопа и 4-дверного седана, Polara Special - только в виде 4-дверного седана и 5-дверного универсала. В этом же году с производства был снят кабриолет Polara, в итоге за 1970 год было сделано всего 842 кабриолета.
Выбор двигателей остался практически неизменным, только RB440 Magnum был убран из линейки. В базовой версии обычных Polara был LA318 - 230 л.с. и 434 Нм, а в Polara Custom - B383 с 2-камерным карбюратором (290 л.с. и 529 Нм). В качестве опций был доступен B383 c 4-камерным карбюратором (330 л.с. и 576 Нм), а также RB440 (350 л.с. и 651 Нм). Исключением был лишь Polara Special, который мог комплектоваться только 3,7-литровым 145-сильным Slant Six 225 или 5,2-литровым 230-сильным LA318.
1971 год принёс лишь незначительный фейслифтинг. Автомобили получили более широкую и заострённую решётку радиатора, а также новые задние фонари, формой напоминавшие перевёрнутую трапецию, с хромированными горизонтальными планками. Из линейки комплектаций исчезла дешёвая Polara Special, зато появилась новая комплектация - Polara Brougham: ещё один шажок в сторону Monaco, ещё больше престижных опций, а в качестве приятного бонуса - интерьер "каштанового цвета", который в то время предлагался на Империалах. В линейке появился новый 5,9-литровый LA360 - 255 л.с. и 489 Нм. Базовым для Polara Brougham был LA383 с двухкамерным карбюратором.
1972 год и новый фейслифтинг. Автомобиль получил новую решётку радиатора, которая теперь визуально располагалась на одном уровне и была одним целым с хромированными окантовками фар. Задние фонари стали прямоугольными и имели одну хромированную горизонтальную планку, визуально разделявшую их на две части. В этом же году вступил в силу федеральный стандарт на использование в брошюрах данных о мощности только по SAE Net, поэтому официальные показатели двигателей значительно изменились, как и сам выбор двигателей. B383 убрали из линейки, а вместо него добавили 6,6-литровый B400. Базовый LA318 теперь выдавал 150 л.с. и 352 Нм, LA360 - 175 л.с. и 386 Нм, B400 - 190 л.с. и 421 Нм, а RB440 - 230 л.с. и 468 Нм.
Фейслифтинг 1973 года отчасти предвосхитил дизайн последующих лет. Одна из отличительных черт фюзеляжных Мопар - большие бампера, включавшие в себя фары и решётку радиатора и загибающиеся на крылья, канула в Лету. Теперь на машины устанавливался обычный бампер, фары располагались в отдельном от решётки радиатора блоке, при этом эта секция имела клиновидный профиль. Фонари по-прежнему располагались в бампере, они были ниже и шире, чем в 1972 году, а на самих фонарях были хромированные вертикальные планки. Выбор двигателей и комплектаций остался без изменений.
Dodge Polara традиционно пользовались спросом у американских копов. Автомобили для нужд полиции, как правило, делались в виде 2- и 4-дверных седанов с минимальным оснащением по части комфорта, усиленной подвеской и дополнительными разъёмами под электрооборудование, а также широким выбором двигателей: бюджетный Slant Six 225, середнячки LA318 и B383, а также топовые RB440. Именно Polara 1969-го с RB440 Magnum стала каноничным автомобилем калифорнийского (да, пожалуй, и не только) хайвей-патруля тех лет. Polara с 375-сильным двигатель и мостом 3.23 разгонялась до 100 км/ч за 6,3 с, проходила квотер за 14,3 с, а её максимальная скорость составляла 147 м/ч (по другим данным - 149 м/ч, что эквивалентно 237-240 км/ч). Тем самым Додж поставил рекорд скорости для американской полицейской машины, который держался вплоть до 2006 года. Побить его смог лишь Charger 5.7 HEMI, разогнавшийся до 150 м/ч (241 км/ч).
Калифорнийские копы по достоинству оценили автомобиль, а Крайслер даже предложил им заключить долгосрочный контракт на поставки полицейских Полар и дополнительного оборудования. Вполне возможно, что, заключи они такой контракт, Додж ещё как минимум пару лет мог бы дорабатывать Полару, доводя её до совершенства, однако в дело вмешался актёр, политик и будущий президент, а по совместительству губернатор Калифорнии Рональд Рейган. Он предписал калифорнийским копам каждый год менять поставщика полицейских машин. В итоге калифорнийский хайвей-патруль закупил Mercury Monterey с 428-ми двигателями и был весьма разочарован их динамическими качествами.
А что Крайслер? Крайслер продолжил делать полицейские Полары, постепенно модернизируя конструкцию, выводя старые двигатели, типа LA383, и заменяя их новыми LA360 и B400. Правда, новые машины, подогнанные под ужесточающиеся экономические требования, уже не могли превзойти ту самую Полару 1969-го.
Polara этого поколения подвела жирную черту под более чем десятилетней историей бренда. Конечно, они не всегда были очень популярными или самыми стильными, однако они просто хорошо делали свою работу, вбирая в себя все технические достижения Крайслера тех лет.
Сергей Зенков, Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. Dodge Polara (en.wikipedia.org)
2. 1969 Dodge Polara/Monaco (fuselage.de)
3. 1970 Dodge Polara/Monaco (fuselage.de)
4. 1971 Dodge (fuselage.de)
5. 1972 Dodge Monaco and Polara (fuselage.de)
6. 1973 Dodge Monaco / Polara ((fuselage.de)
7. Dodge Polara: from trim to top car (allpar.com)
8. Dodge (USA) Full-Size 9th generation versions & types (automobile-catalog.com).
Фото с сайта rdclassics.de |
Автомобили оснащались только V8, самым маленьким из которых был базовый 5,2-литровый LA318 - 230 л.с. и 461 Нм. Вслед за ним шли 6,3-литровый B383 в двух версиях: с 2-камерным карбюратором (290 л.с. и 529 Нм) и 4-камерным карбюратором (330 л.с. и 576 Нм). В топе располагался 7,2-литровый RB440, опять же в двух версиях: обычный RB440 - 350 л.с. и 651 Нм, который ставился только на универсалы, и RB440 Magnum с изменённым распредвалом - 375 л.с. и 651 Нм, ставившимся на все остальные Polara. Автомобилям полагалось только две коробки: 3-ступ. МКПП, ставившаяся только на машины с 318 и 383 двигателями, и 3-ступ. АКПП TorqueFlite.
Фото с сайта rdclassics.de |
Автомобиль комплектовался большим количеством интересных опций, но самой интересной, пожалуй, была SuperLite. Под этим подразумевалась установка дополнительной фары в решётку радиатора на водительской стороне автомобиля. Она должна была освещать правую сторону дороги в дополнение к ближнему свету, давая пучок, схожий по яркости с дальним светом, однако при этом не слепя встречных водителей. SuperLite примечателен ещё и тем, что это первый известный случай использования галогенных фар в автомобиле.
Фото с сайта fuselage.de |
Универсал, как водится, стоял немного особняком. Он мог иметь два или три ряда сидений, новый крупный кузов позволял перевозить листы фанеры стандартного размера 4*8 футов (1,2*2,4 м), дефлектор над задним стеклом забирал часть потока воздуха, проходящего над крышей, и направлял его вниз, тем самым не позволяя пыли оседать на стекле при движении по грунтовке, а задняя дверь могла открываться и как собственно дверь, и как борт. Автомобиль комплектовался двигателями LA318, B383 и RB440; Magnum универсалам не полагался.
Фото с сайта rdclassics.de |
1970 год принёс фейслифтинг. Polara получила новое оформление передней и задней части с увеличенными бамперами, которые теперь визуально охватывали фары/радиаторную решётку и фонари. Дополнительные габаритные огни были вынесены на боковины бампера. Задние фонари теперь были четырёхсекционными (в 1969 году - трёхсекционными), сохранив при этом трапециевидную форму. Перетасовке подверглась и линейка комплектаций. Polara 500 была заменена на Polara Custom, а кроме этого в линейку была добавлена Polara Special. Модель располагалась ниже обычной Polara, имела ограниченное оснащение, могла комплектоваться рядной шестёркой Slant Six 225 и была ориентирована преимущественно на корпоративных клиентов. Polara Custom была доступна в виде 2- и 4-дверного хардтопа и 4-дверного седана, Polara Special - только в виде 4-дверного седана и 5-дверного универсала. В этом же году с производства был снят кабриолет Polara, в итоге за 1970 год было сделано всего 842 кабриолета.
Фото с сайта car-from-uk.com |
Выбор двигателей остался практически неизменным, только RB440 Magnum был убран из линейки. В базовой версии обычных Polara был LA318 - 230 л.с. и 434 Нм, а в Polara Custom - B383 с 2-камерным карбюратором (290 л.с. и 529 Нм). В качестве опций был доступен B383 c 4-камерным карбюратором (330 л.с. и 576 Нм), а также RB440 (350 л.с. и 651 Нм). Исключением был лишь Polara Special, который мог комплектоваться только 3,7-литровым 145-сильным Slant Six 225 или 5,2-литровым 230-сильным LA318.
Фото с сайта car-from-uk.com |
1971 год принёс лишь незначительный фейслифтинг. Автомобили получили более широкую и заострённую решётку радиатора, а также новые задние фонари, формой напоминавшие перевёрнутую трапецию, с хромированными горизонтальными планками. Из линейки комплектаций исчезла дешёвая Polara Special, зато появилась новая комплектация - Polara Brougham: ещё один шажок в сторону Monaco, ещё больше престижных опций, а в качестве приятного бонуса - интерьер "каштанового цвета", который в то время предлагался на Империалах. В линейке появился новый 5,9-литровый LA360 - 255 л.с. и 489 Нм. Базовым для Polara Brougham был LA383 с двухкамерным карбюратором.
Фото с сайта ozarkmountainclassics.net |
1972 год и новый фейслифтинг. Автомобиль получил новую решётку радиатора, которая теперь визуально располагалась на одном уровне и была одним целым с хромированными окантовками фар. Задние фонари стали прямоугольными и имели одну хромированную горизонтальную планку, визуально разделявшую их на две части. В этом же году вступил в силу федеральный стандарт на использование в брошюрах данных о мощности только по SAE Net, поэтому официальные показатели двигателей значительно изменились, как и сам выбор двигателей. B383 убрали из линейки, а вместо него добавили 6,6-литровый B400. Базовый LA318 теперь выдавал 150 л.с. и 352 Нм, LA360 - 175 л.с. и 386 Нм, B400 - 190 л.с. и 421 Нм, а RB440 - 230 л.с. и 468 Нм.
Фото с сайта forcbodiesonly.com |
Фейслифтинг 1973 года отчасти предвосхитил дизайн последующих лет. Одна из отличительных черт фюзеляжных Мопар - большие бампера, включавшие в себя фары и решётку радиатора и загибающиеся на крылья, канула в Лету. Теперь на машины устанавливался обычный бампер, фары располагались в отдельном от решётки радиатора блоке, при этом эта секция имела клиновидный профиль. Фонари по-прежнему располагались в бампере, они были ниже и шире, чем в 1972 году, а на самих фонарях были хромированные вертикальные планки. Выбор двигателей и комплектаций остался без изменений.
Фото с сайта carscolacoins.com |
Dodge Polara традиционно пользовались спросом у американских копов. Автомобили для нужд полиции, как правило, делались в виде 2- и 4-дверных седанов с минимальным оснащением по части комфорта, усиленной подвеской и дополнительными разъёмами под электрооборудование, а также широким выбором двигателей: бюджетный Slant Six 225, середнячки LA318 и B383, а также топовые RB440. Именно Polara 1969-го с RB440 Magnum стала каноничным автомобилем калифорнийского (да, пожалуй, и не только) хайвей-патруля тех лет. Polara с 375-сильным двигатель и мостом 3.23 разгонялась до 100 км/ч за 6,3 с, проходила квотер за 14,3 с, а её максимальная скорость составляла 147 м/ч (по другим данным - 149 м/ч, что эквивалентно 237-240 км/ч). Тем самым Додж поставил рекорд скорости для американской полицейской машины, который держался вплоть до 2006 года. Побить его смог лишь Charger 5.7 HEMI, разогнавшийся до 150 м/ч (241 км/ч).
Калифорнийские копы по достоинству оценили автомобиль, а Крайслер даже предложил им заключить долгосрочный контракт на поставки полицейских Полар и дополнительного оборудования. Вполне возможно, что, заключи они такой контракт, Додж ещё как минимум пару лет мог бы дорабатывать Полару, доводя её до совершенства, однако в дело вмешался актёр, политик и будущий президент, а по совместительству губернатор Калифорнии Рональд Рейган. Он предписал калифорнийским копам каждый год менять поставщика полицейских машин. В итоге калифорнийский хайвей-патруль закупил Mercury Monterey с 428-ми двигателями и был весьма разочарован их динамическими качествами.
А что Крайслер? Крайслер продолжил делать полицейские Полары, постепенно модернизируя конструкцию, выводя старые двигатели, типа LA383, и заменяя их новыми LA360 и B400. Правда, новые машины, подогнанные под ужесточающиеся экономические требования, уже не могли превзойти ту самую Полару 1969-го.
Фото с сайта hemmings.com |
Polara этого поколения подвела жирную черту под более чем десятилетней историей бренда. Конечно, они не всегда были очень популярными или самыми стильными, однако они просто хорошо делали свою работу, вбирая в себя все технические достижения Крайслера тех лет.
Фото с сайта oldparkedcars.com |
Сергей Зенков, Wreck Yard.
Текст написан по материалам:
1. Dodge Polara (en.wikipedia.org)
2. 1969 Dodge Polara/Monaco (fuselage.de)
3. 1970 Dodge Polara/Monaco (fuselage.de)
4. 1971 Dodge (fuselage.de)
5. 1972 Dodge Monaco and Polara (fuselage.de)
6. 1973 Dodge Monaco / Polara ((fuselage.de)
7. Dodge Polara: from trim to top car (allpar.com)
8. Dodge (USA) Full-Size 9th generation versions & types (automobile-catalog.com).